22 июня ровно в 18.00 в редакции журнала "Урал" началась презентация поэтических книг Константина Комарова и Алексея Кудрякова. О том, как это было, рассказала Валентина Живаева, филолог, руководитель "Культурного центра Библиотеки Белинского" и большой друг нашего журнала:
"Во-первых, было очень жарко. Вслед за этим обычно добавляют "не только в метеорологическом смысле", хотя я бы не сказала, что споры были как-то чрезмерно горячи. Скорее давали о себе знать некие подводные течения и накопившееся напряжение. Да и заявленный жанр мероприятия предполагал столкновение мнений: кто-то уже заранее готовился "экзаменовать", кто-то - отбиваться от нападок. Но как бы то ни было, встрече это пошло на пользу. Было интересно и временами весело. Вначале Вадим Дулепов представил книги и их авторов и рассказал, как легко было работать с Алексеем Кудряковым и как непросто всё складывалось с Константином Комаровым. Потом читали стихи. Неформальный обмен мнениями происходил уже во время многочисленных пауз на перекур, но собственно обсуждение началось после. Сначала Андрей Расторгуев выразил краткое восхищение стихами Кудрякова и посетовал, что в комаровской поэзии он не находит ничего, кроме собственно автора и его переживаний. На что последовала реплика из зала "А о чем же еще писать поэту, как не о себе самом?!." Евгений Касимов, нечаянно оказавшийся в роли основного ведущего и невольного адвоката Комарова, разворачивал метафору за метафорой. Поэты представали двумя друзьями, оказавшимися в одно хмурое утро один в Белой армии, другой - наоборот. Затем мы увидели, как Комаров в красных шароварах и с саблей на боку расправляет "неслыханные усы", в то время как Кудряков не спеша идет из краеведческого музея в (тут взгляд Евгения Петровича падал на меня) библиотеку. И если поэзия Константина уподоблялась браге, то для стихов Алексея было найдено другое сравнение: роскошный гербарий. Впрочем, Касимов уверен, что поэзии нужно и то, и другое. В целом же все согласились, что книги достойные и показывают, как минимум, что их авторы состоялись как "версификаторы". Состоятся ли как настоящие поэты - покажет будущее.
Несмотря на такое заметное присутствие старших коллег, главными героями вечера стали все-таки сами поэты. Книга Алексея Кудрякова названа изысканно-нейтрально - "Стихотворения". Она вдвое меньше по объему, чем комаровская, и была прочитана автором практически полностью, за исключением тех текстов, где важна графическая составляющая, а также загадочного стихотворения "Олесе", особо отмеченного Дулеповым. "За подкладкою времени много чудесных вещей..." Алексей читал ровно и почти без комментариев, как только и можно, наверное, читать такие стихи - прохладные, музыкальные, ясные и строгие по форме, в смысл которых вглядываешься осторожно и не без страха. В его стихах как-то сразу глубоко, а чтобы добраться до комаровской глубины, надо пройти через мелководье, неизбежный прибрежный мусор, раздражающее кого-то пацанство. Но жизненная сила этой поэзии искупает многие ее недостатки, и авторское исполнение только добавляет ей обаяния. Филолог и активно работающий критик, Комаров делает всё, чтобы не попасть в ловушку "филологической поэзии". И пока это ему, безусловно, удается: с его стихами можно говорить запросто. "Мне больше всего понравились стихи о хлебе", - призналась юная гостья вечера. Речь, очевидно, о том тексте, в котором герой говорит бывшей возлюбленной: "А ты пойдешь за хлебом, без хлеба жить сложней, чем без меня". Александр Вавилов мгновенно подхватил: "Так у него все стихи о хлебе". "Насущном", - принял пас Комаров. Конечно, поверхностная "понятность" комаровских стихов не означает, что они и внутри устроены просто и понятно. Нет смысла лишний раз говорить про сложный культурный контекст, в котором существуют обе книги, и неслучайно разговор пестрел именами Георгия Иванова, Тарковского, Маяковского, Роберта Фроста и других достойных людей. Ни Кудряков, ни Комаров не делают вид, что они начинают с чистого листа. Хотя их "традиционность", о которой с оттенком упрека говорила Юлия Подлубнова, проявляется, по-моему, прежде всего в том понимании поэзии, согласно которому стихи должны вызывать дрожь в сердце и мурашки на коже. Может быть, к такому пониманию отсылает и название "От времени вдогонку", которое Константин Комаров отстаивал полтора месяца и которое можно было бы с некоторой натяжкой распространить на творчество обоих поэтов. Наверное, надо пожелать Алексею и Константину, чтобы они и дальше не гонялись за временем и были верны себе.
Чтобы их стихи, прибавляя в мастерстве, заставляли и думать, и смеяться, и покрываться мурашками с ног до головы".
Дата публикации: 23 июня 2012
Поделиться: