top-right

события

О(б)суждение повести Андрея Васильева "Добро"

Поиграем в  «добро»?
Игра по повести А. Васильева «Добро» сложилась не быстро. Какая интрига том, что обеспеченный мужик часов 10 мотается по городу и пригороду, сильно нервничая по поводу рожающей жены? При этом несколько моих вполне читающих знакомых отметили увлекательность повести, да я и сам, признаться, прочитал на одном дыхании, чертыхнувшись филологическим чертыханием всего пару раз (об этом ниже).
Что-то становится сюжетом, когда цепочка интригующих событий отсутствует. Нужно поймать это что-то.
Повесть задаёт набор фигур. Эти фигуры расставлены автором достаточно произвольно и могут вступать во взаимоотношения, как заблагорассудится. Однако сами фигуры при этом так типичны, что можно поставить автору в упрёк: где живость-то? Нет. Есть маски, арлекины и пьеро.
Олег – бизнесмен, классический вариант криминального детства и обеспеченного среднего возраста.
Ольга, жена бизнесмена, женщина, мать, тянется к Олегу, любит, но издалека.
Подчинённые Олега. Ненавидят босса, живут за его счёт.
Человеческий сор, бомжи, масса народа, из которой Олег лепит, что хочется.
Пожалуй, с фигурами людей всё.
Теперь фигуры духовные, действующие в мире людей.
Добро – сущность, определяющая все усилия Олега. Она же чистота. Хотя чистота может стать и отдельной сущностью.
Страх, грязь – постоянный спутник людей, определяющий смысл «от противного».
Особой ролью наделён Водитель – это почти мистическая фигура, перевозчик, одновременно подчинённый, но в тоже время единственный персонаж, который может отказать Олегу: "Не повезу".
И вот вся эта трогательная компания собралась в одной точке. И попыталась определить добро.
Собственно, уже когда игроки стали определять добро своих персонажей, стало понятно, что добром это не кончится.
Добро Олега – постоянная победа.
Добро Ольги – набор стандартных житейских ценностей.
Добро подчинённых – служить Олегу и получать за это «пряники»
Добро мусора – получать халяву просто за факт своего существования.
Добро о себе сказало мало внятного.
А страх сказал, что добро – это купить классную тачку, убить бомжиху и не дать денег на спасение друга.
Благо на игре оказались два симпатичных ребёнка, которые нариcовали добро разноцветными фломастерами, в отличие от взрослых.
Нетрудно заметить, что идея добра и образ добра как-то не совпали. Вроде бы лозунг понятен – быть добру. Но что конкретно – как поёт известный народный ансамбль? Только циничное зло сказало – не лгите себе, ваше добро иногда такой кошмар для окружающих.
Вот с такими исходными данными команды пришли к собственно игре. А условие было таким: игроки должны были прийти в добро. Но только все вместе, договорившись.
Если договориться не получится – общим голосованием любую команду можно отправить в  грязь. Либо любая команда может убить любую команду, но при этом уйти в грязь сама.
Добро может пригласить любую команду к себе, команда может отказаться, Водитель может отказаться везти.
Водитель может вернуть любую команду из грязи, выйдя из игры сам.
Первым делом Добро позвало к себе Ольгу. Ольга, конечно, отказалась. Олег, люблю и всё такое.
При этом Ольга сразу предъявила Олегу претензию – твой ребёнок не твоя победа, признай это. Олег, конечно, отказался: как это не моя?
В потрясающей перепалке к решению прийти не удалось, команды стали понемногу искать сочувствия у других людских команд.
В итоге стало понятно, что подчинённые легко договариваются c Ольгой, Олег тоже с ними договаривается, хотя и не любит откровенно, а вот с мусором…
В общем, минут через 30 игрового времени команды Олега, Ольги и Подчинённых отправили мусор в грязь, а сами отправились в добро.
Такой расклад никак не может удивить, если принять во внимание тот факт, что больше половины работоспособного населения России вполне серьёзно рассматривают вариант смены ПМЖ. При этом не обязательно рассматривать «забугор».  Из деревни – в районный центр, из райцентра – в Город, их Города – в Москву, ну, а там уж – Бог весть… Люди не собираются пускать корни там, где грязь и страх. Поэтому жизнь мусора – это последнее, что волнует человека, хотя бы немного из грязи выбравшегося.
Более того, физическое уничтожение грязи – это нормальное фоновое желание большинства наших соотечественников. Неважно, какой грязи – таджиков, местной алкашни или другого раздражающего фактора.
Мало у кого есть продуманный, детальный образ добра в созидательном смысле. Но понимание, кого и как надо придушить, у многих из нас есть и достаточно чёткое, чтобы испугаться.
Не спасает положение, а даже усугубляет образ РПЦ, который, конечно, вылез в романе и заставил чертыхнуться – ну куда ж без деревенского попика. Да только и он мало чего вразумительного смог сказать.
Хотя, возможно, и стоит ввести в игру отдельную команду священников – посмотреть, как они будут действовать в игровом пространстве.
Не менее интересен и расклад с радикальным мусором – представьте, что команда Человеческого сора «убивает» Олега и уходит сама. Как тогда будут договариваться остальные?
Набор фигур, заданный Васильевым, ложится при любом раскладе в интересную комбинацию: каждая такая комбинация – модель того или иного выбора, который может сделать наше население.
Осознанность означает либо принятие положения вещей, либо проблематизацию. Осознав, что в моём фоновом жизненном коде задана модель побега в другую территорию и готовность уничтожать раздражающих меня людей, я могу принять такую модель. Или посмотреть, какую модель можно создать ещё. Вот только делать вид, что ничего не знаю, мне уже не будет невозможно. Собственно,  в этом и есть смысл игры, что-то понять про свою жизнь посредством художественного текста.
Остаётся только надеяться, что игра пройдёт ещё несколько раз.  Хотя… Где ж набрать столько читающих?

Андрей Сальцев

Дата публикации: 23 июля 2012

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.