18 февраля на 96-м году жизни скончалась Нина Андреевна Полозкова, первый редактор отдела критики журнала "Урал".
Нина Андреевна пришла в самую первую редакцию журнала за два месяца до выхода первого номера "Урала" и с нуля создала отдел критики, а впоследствии сделала его заметным и авторитетным, воспитала многих известных современных критиков.
Вот как пишет о ней В.П. Лукьянин, главный редактор журнала с 1980 по 1999 гг. в книге "Урал, "Урал": "Окончив в 1945 году филологический факультет УрГУ (первый выпуск!), она была сразу оставлена работать на кафедре литературы. (Писатель Б.А. Путилов десятилетия спустя вспоминал, как он в 1949 году поступал на отделение журналистики и сдавал вступительный экзамен “молодой восторженной Н.А. Полозковой”.) Нина Андреевна учила студентов, вела большой спецкурс по А.М. Горькому, потом окончила аспирантуру, написала о Горьком же кандидатскую диссертацию (оставались предзащитные организационные хлопоты) и уже снова начинала работать на кафедре в должности старшего преподавателя. Однако защитить диссертацию ей было не суждено — не успела. Вызвал ее к себе в обком партии Ф.Т. Ермаш — будущий “министр” советской кинематографии, а тогда, в 1957 году, заведующий отделом пропаганды обкома КПСС — и говорит: у нас, мол, создается литературно-художественный журнал, так я решил рекомендовать вас на должность заведующего отделом критики. Она, конечно, сразу начала отказываться: какой журнал? Какая критика? Я же этим никогда не занималась. А он ей в ответ: я же, говорит, когда учился в университете, слушал ваши лекции, так что я знаю, что делаю. Она ему: дайте хоть подумать, так неожиданно... Он ей дал три дня на размышление, пообещав, однако, что отказа не примет.
Но Нина Андреевна взяла “тайм-аут” не затем, чтоб взвесить “за” и “против”, а в надежде, что за три-то дня можно же что-то придумать. И придумала: надо убедить “работодателей”, то есть руководство создающегося журнала, чтобы сами от нее отказались, потому что она им не подходит. Загоревшись этой счастливой идеей, отправилась в библиотеку, взяла несколько номеров столичных журналов — “Новый мир”, “Знамя” — и проштудировала критические разделы, хотя вообще-то она в них и раньше частенько заглядывала. Что ж, ничего нового она для себя не открыла, просто еще раз убедилась, что критика — это сочетание филологической культуры, гражданского пафоса и журналистской бойкости пера: где у нас, в Свердловске и вообще на Урале, люди, сочетающие в себе эти качества? И что она, с ее кафедральным опытом, сама не писавшая прежде литературно-критических статей и рецензий, может поделать в такой ситуации? Нет, браться за эту работу ей никак нельзя! С тем и отправилась знакомиться с новоиспеченным редактором О.Ф. Коряковым.
А там еще находились Ольга Ивановна Маркова, кто-то еще из писателей. Нина Андреевна произнесла (думаю, что, как всегда, очень темпераментно и убедительно) свое хорошо продуманное заявление. Писатели выслушали ее внимательно, а когда она закончила, зааплодировали. А Коряков и Маркова переглянулись и обратились к ней: вот теперь-то мы хорошо видим, что вы и есть тот самый человек, который нам нужен!
В том приказе № 145 по издательству, которым задним числом О.Ф. Коряков назначался главным редактором “Урала” с 1 ноября 1957 года, Н.А. Полозкова принималась в штат журнала “редактором по отделу критики” с 16 ноября, и она оказалась первым сотрудником редакции “со стороны”, то есть не из альманаха, не из издательства, не из Союза писателей.
В обиходе (а потом и в документах) должность Н.А. Полозковой стала называться проще и понятней: “заведующая отделом критики”, но она до сих пор с улыбкой вспоминает, как ее познакомили с А.Г. Дементьевым (он приезжал в мае 1959 года на выездное бюро правления СП РСФСР в Свердловск), возглавлявшим отдел критики в “Новом мире”, и тот ее насмешил вопросом: “Сколько, голубушка, у вас помощников в отделе?” А дело в том, что вся редакция “Урала” была тогда чуть больше, чем новомирский отдел критики. “Отдел” же, возглавляемый Н.А. Полозковой, состоял из нее одной.
А критиков, с которыми она должна была работать и чьими сочинениями предполагалось заполнить соответствующие страницы журнала, в городе и вовсе не было. Да не было их практически и на всем Урале. Их предстояло... Затрудняюсь с выбором глагола: в общем, надо было разыскать на кафедрах, в редакциях, в писательских организациях людей, у которых просматривалась бы искорка не часто встречающегося критического дара, и раздуть эту искорку хотя бы до маленького огонька. Нина Андреевна проработала в редакции 20 лет, до самого выхода на пенсию, и результат ее трудов переоценить нельзя: ко времени ее ухода уже и в московских обзорах писали, что при журнале “Урал” работает крепкий отряд литературных критиков".
В октябре 2014 г. сотрудники нашей редакции съездили к Нине Андреевне в Тюмень и записали большое интервью. Отрывок демонстрировали в январе, в исторический день рождения журнала, и радовались, что Нина Андреевна жива и как будто рядом с нами:
Дата публикации: 19 февраля 2018
Поделиться: