top-right

2019 №6

Василий Ширяев

Рязанская тавромахия

Повстречали, огнём угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу.

Юрий Быков стал снимать кино, потому что в детстве был фанатом группы «Кино». А «Кино» — это музыка для кшатриев. Ну, там, «война без особых причин», «красная-красная кровь». Быков наслушался и поверил, что он кшатрий, хотя он, скорее, брахман либо шудрёныш. Флаг у нас неправильно сшит, что тоже, возможно, запутало старика Быкова. Белый — рахманский цвет —вверху, это правильно, потому что они все в белом и тяжёлого в руки не берут. Красный кшатрический (чтобы крови не было видно) и синий (чёрный) вясковы (потому что они в земле копаются) перепутаны местами, поэтому кшатрии неправильно указано место внизу. Сие тоже, возможно, способствовало путанице в умах смирения паче. Брахман должен умереть от голода, кшатрий погибнуть в бою, а вайш — как придётся. Если человек умирает не своей смертью — это неправильно.
Фильм «Завод» об этом, но на самом деле всё было, конечно, не так, как показал Быков, потому что «показывать» и «быть» — вещи разные. На самом деле Седой положил всех и ушёл с деньгами. То, что показал Быков, мотивировано необходимостью избегнуть стереотипного и впихнуть в Аристотеля. А также продемонстрировать метания Быкова между кшатрической и вясковай маралью. Отсюда наполнители тоски в виде разговоров. Иначе же было бы нормальное рубилово, мочилово и колбасилово, которого хватило бы на клип группы «Кино», а на аристотелевский не хватило бы.
Юрий Быков внешне изумительно похож на Илью Муромца, практически одно лицо. Илья Муромец, он же Гелий Моровой (спросить Александру Баркову), то бишь Солнце мёртвых, которое больше на слуху современников по гнойному Оксимирону. Завод же изумительно похож на городище Аркаим. («Изумительно» буквально — до исхождения с ума.) Аркаим — это такой Стоунхендж в зародыше — пирамида Хеопса. В извлечении для смысла — брацкая могила. Могила — как известно, от глагола «могу», потому что из могилы поднимается Солнце мёртвых. Движение смерти тут параллельное. Или олигарх ликвидирует производство и убивает рабочих, либо они заманивают его на завод (в лабиринт) и приносят его в жертву. Быков ведь сын быка, следовательно, Минотавр.
Картина относит к повести «У тумане» («туман» — одна из форм лабиринта, привет Борхесу–Норштейну) Василя Быкова, которую, как показал Лозница, невозможно экранизировать, а я настоятельно рекомендоваю читать по-белорусски. По-белорусски всё-таки читаешь медленнее, чем просто по-русски, — следовательно, качественней. От Василя Быкова у Быкова внутренние шотания, рекомые экзистенциализм. От экзистенциализма же бялорусское и рязанское «яканье».
Далее это полупародия на «Легенду о Коловрате», прочитанную по Есенину. Контрапунктище в том, что Бату-хана сыграл Цой (Рудольфович). Бату-хан любил, кстати, послушать разные ВИА. Обратите внимание: Туман (охранник) и Седой-Шведов («Шведов» не потому, что под Полтавой, а потому, что шепелявил) похожи по типажу (скулы и морда лица), и фильм закольцован одной сценой — вход-выход с завода с собакой. Это клиповое понятно. Завод (zawod) — западня, лабиринт, братская могила. Собака — это поводырь в этом лабиринте. Делаю вывод, что Седой и Туман — одно и то же лицо, дваждырождённый, кшатрий, и зовут его Седой Туман, что в переводе с чагатайского (офиц. языка Золотой Орды) Seda-i Tuman значит «Голос Тьмы» в обоих смыслах слова «тьма»: темнота и много людей (тумен-тюмень-10 000). Или же дух Седого переселился в тело Тумана (в тела тысяч тем), что, в принципе.ю одно и то же. А из лабиринта их выводит, поднимает их из братской могилы пёс ПЦ, более известный из творчества Пелевина.
«Седой Туман» обратно отсылает к «Ой туманы, мои растуманы», «Туман-туман, седая пелена», «Молодость моя, Белоруссия, песни партизан, сосны да туман». Первую из этих песен помню по пересказу легендарного Игоря Манцова. Таким завуалированным ходом — через Цоя и Белоруссию — рязанский сепаратист Юрий Быков призывает народ к партизанщине.

РS. Надо заметить, однако, что Быков, в сущности, лучший из стендаперов-юмористов. В Духе Гришковца, только лучше. Я встречи с ним смотрю с большим интересом, чем его кино (м.б., он «Крестным отцом» испорчен?..) Ему надо разговорами деньги зарабатывать.

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.