top-right

2019 №6

Наталья Подкорытова

«Уралочка»

Вижу ее: яркая, энергичная, искренняя, иногда по-детски восторженная и непосредственная, одержимая очередной идеей, с горящими глазами… Она умела заполнить собой любое пространство — хоть редакционный кабинет, хоть концертный зал. Верней, не собой, а музыкой, наполнявшей все ее естество. Будучи музыковедом, она действительно вела музыку, была ее проводником, ее навигатором, ее сталкером.
Думаю, главным желанием Жанны Абрамовны Сокольской было открыть как можно больше тайн музыкальной вселенной как можно большему числу людей, научить их слышать и слушать, понимать и воспринимать музыку, находить в ней ответы. Томимая жаждой создавать условия для встречи музыки и слушателя, она создала и много лет вела замечательный просветительский клуб «Камерата» в педагогическом институте. Она умудрялась приглашать туда не только духовно и географически близких музыкантов, но и, без преувеличения, великих: одним из гостей был начинающий Владимир Кобекин, Микаэл Таривердиев приезжал именно в «Камерату».
Жанна Абрамовна была верна музыке вообще, и уральской — особенно. Ведь ещё в детсадовском детстве она точно обозначила свою национальность — «уралочка». Она была преданным биографом, заочным секретарем, PR-менеджером уральских музыкантов разных лет — от корифеев (А. Фридлендер, Г. Топорков, В. Горячих, К. Кацман…) до тех, кто творил на стыке времен — Екатерина Самарина, Александр Пантыкин. Она создала капитальный, энциклопедически полный и исследовательски скрупулезный труд — «Урал музыкальный: вчера и сегодня». И это не просто сборник биографий, но любовно-дотошно собранные истории, хронология, срез, карта, жизнеописание музыкального Урала. Ее перу принадлежит глобальное музыковедческое и человековедеское творение, посвященное творчеству Евгения Родыгина, — «Напев об Уральской рябине». У нее было чутье на талантливых людей, и это тоже талант! Студенткой консерватории она написала об Ирине Архиповой. И сделала это столь блистательно, что ставшая великой певицей Ирина Константиновна предложила именно Жанне Абрамовне написать о ней книгу… Увы, этого уже не случилось.
Талант и кураж журналиста не позволяли ей оставить без внимания музыкантов, оказывавшихся в ее поле зрения. Никогда не забуду ее роскошное интервью с блистательным пианистом Дмитрием Башкировым, с непокорным Андреем Гавриловым. Несмотря на возраст, она была мобильна, оперативна и очень внимательна ко всему новому. Ее последнее музыкальное открытие — оперный бас Гарри Агаджанян. Следя за его творчеством, она посвятила ему много времени и столь же много вдохновенных строк. «Боковым зрением» наблюдала рождение новых талантов на уральской оперной сцене. Радовалась этому и досадовала, что не успеет о них много и хорошо написать.
Можно пожалеть, что им не досталось любви и внимания Жанны Сокольской. Но те, кому повезло быть окруженным её заботой, навсегда сохранят в памяти её образ и её музыку.

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.