Вышел майский номер журнала "Урал" за 2014 год. Май - месяц теплый, хотя и не всегда, но праздники имеются. Коммунисты отмечают Первомай принципиально, а до кучи и все остальные отмечают, включая и убежденных антикоммунистов. Вот герой романа Михаила Гундарина "Говорит Галилей" ближе к последним. Хотя кто же из студентов перестроечных времен, о которых (и студентах, и временах) идет речь в романе, не был хотя бы отчасти антикоммунистом? А вот герой рассказа Ивана Каткова "Демиург", скорее должен быть коммунистом, ибо непосильным трудом зарабатывает себе на жизнь на предприятии капиталиста-кровососа. Но ему не до того, он молодой писатель. Однако и писатели порой звереют, даже гениальные. Рассказ Гавриила Левинзона "Огоньки признания" тоже, кстати, про одного гения, хотя, к сожалению, мнимого. Несмотря на то, что рассказ Павла Северного "Чусовая стынет..." был написан в Шанхае в 1940-е годы, да еще и на территории французской концессии, где автор проживал в качестве белоэмигранта (вот это истинный антикоммунизм), герои рассказа - простые уральские мужики, бабы, купцы и золотоискатели.
В мае традиционно начинается дачно-деревенский сезон. Вот и в "Детской" - новая повесть Ольги Колпаковой "Место силы", где семья едет в деревню. Детям там поначалу не нравится, но со временем они находят себе дело по душе. Один очень любит лошадей, и потому идет пасти коров, другая начинает бороться за чистоту в деревне, затем возникает идея скрестить кролика с медведем, начинается антиалкогольная кампания. Одним словом, хорошо в деревне летом...
В мае мы отмечаем и День Победы. В рубрике "Без вымысла" помещены воспоминания Виктора Подшивалова "Мама и война". Когда началась война, автору пошел шестой год, но это не помешало запомнить все: и день объявления войны, и мобилизацию, и труд колхозников (а главным образом колхозниц) в тылу, и беженцев, и сам День Победы.
Владимир Губайловский написал четвертое письмо к ученому соседу - "О природе памяти". Вопрос ставится ребром: можем ли мы, хотя бы теоретически, считывать память из человеческого мозга? Ответ: таки нет, не можем. Вывод: ну не можем, так и не надо.
На "Книжной полке" рецензия Юлии Подлубновой на книгу стихов Андрея Торопова "Просто"; беседа Бориса Кутенкова и Елены Сафроновой о книге Елены Сафроновой "Диагноз: Поэт"; и рецензия Леонида Быкова на два библиографических указателя - "Оперетта в России и СССР в ХХ веке" и "Итак, мы начинаем!"
В "Черной метке" рецензия Александра Кузьменкова "Рука Проханова Отечество спасла" на роман, соответственно, Александра Проханова "Время золотое". По мнению автора, роман Проханова вообще не художественная литература, а слегка беллетризированная идеологическая проповедь.
Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" пишет о романе мозамбикского писателя Миа Коуту "Божьи чары и чертовы снадобья". Текст озаглавлен "Ложь и пословицы", потому что описанные в романе афроафриканцы все время лгут или говорят пословицами. А по-настоящему африканским духом почти и не пахнет.
В рубрике "Слово и культура" читаем эссе Юрия Казарина "Господи, сфотографируй нас..." О жизни и смерти, о поэзии и презренной прозе обывательства. Достается также Обаме и деятелям Майдана.
В "Критике вне формата" - текст "Четыре с четвертью". Это коллективное творчество Василия Ширяева, Анастасии Башкатовой, Марии Малиновской и Юлии Подлубновой. Персонажи полилога пьют водку и рассуждают о всевозможных высоких и низких материях.
А где же поэзия? А вот она: новые стихи Алексея Дьячкова, Вадима Месяца, Юлии Кокошко и Сергея Шестакова.
Андрей Ильенков