1 июня – международный день защиты детей. Хотя эту дату трудно причислить к всенародно отмечаемым праздникам, шестой номер «Урала» проявил в этом смысле похвальную чуткость и почти все его содержание так или иначе связано с темой детства.
Естественным образом это относится к рубрике «Детская», помещенные в которой произведения являются фактом собственно детской литературы. Это рассказы Сергея Силина, Валерия Роньшина, Натальи Дубиной и Ирины Павловой, а также стихи таких авторов, как Николай Шилов и Ая эН. Кроме этого, два детских писателя – Светлана Лаврова и Андрей Щупов – по-разному оценивают засилие «чернухи» в современной детской литературы.
Но обращение к теме детства в номере отнюдь не ограничивается рубрикой «Детская». Героиня повести Тамары Михеевой «Легкие горы» – маленькая девочка. «Зарубежный жених» известного теледокументалиста Андрея Титова, хотя назван рассказом и повествует о приключениях немолодой брачной аферистки, по жанру – настоящая сказка, притом волшебная, в духе Гофмана и с участием самого Румпельштильцхена. Рассказ Сергея Вараксина «До-дес-ка-ден» – это тоже ностальгические воспоминания героя о почти детской влюбленности и первом горьком разочаровании.
Конкурс драматургов «Евразия», организованный Николаем Колядой, проходит в нашем городе с 2003 года. Говорят, что ежегодно на суд жюри приходит более пятисот драматургических произведений. В этом номере – две пьесы из конкурса «Евразия-2011». И опять видим: пьеса Златы Деминой «Клубничный дневник» – история одной несчастной маленькой девочки, а сказка в одном действии Татьяны Вдовиной «Мотылек» – история одного счастливого храброго мотылька. Но и это еще не все. В рубрике «Без вымысла» мы читаем воспоминания Софьи Демидовой, названные «Детство в Свердловске». Содержание текста полностью соответствует его названию.
В этом году исполняется двести лет со дня рождения В.Г. Белинского. Собственный взгляд на место и значение великого критика в истории русской литературы предлагает Роман Сенчин в своей статье «Конгревова ракета», а заодно рассуждает о том, что в наше время мешает появлению критика такого масштаба и степени влияния на развитие литературы
Поэтическую часть номера открывают новые стихи Юрия Казарина (он же выступает в рубрике «Слово и культура» с эссе «Адресат»). Кроме этого, в номере опубликованы стихи Валерия Сосновского, Наталии Елизаровой и Алексея Сомова.
Произведения публицистического жанра, как правило, тесно привязаны к современности и быстро устаревают. Однако, при чтении отрывка из готовящейся к изданию книге Виктора Сержа (В.Л. Кибальчича) «Нацистская империя против русского народа», такого ощущения нет. Наоборот, чрезычайно интересно посмотреть на события лета 1941 года глазами мыслителя-современника событий.
Авторы статьи с исчерпывающим названием «Наследие эксперимента. Из истории архитектурного авангарда на Урале» – Андрей Расторгуев, Людмила Токменинова и немецкий искусствовед Астрид Фольперт.
«Книжная полка», как обычно, содержит рецензии на книжные новинки. Алексей Коровашко пишет о романе Льва Успенского «1916. Перед потопом», Елена Сафронова – о романе Елены Крюковой «Серафим» и Лариса Сонина – о сборнике стихов Игоря Гончарова «Палеонастоящее». В отпочковавшейся от «Книжной полки» рубрике «Черная метка», представляемой разгромными рецензиями Александра Кузьменкова, в этот раз «Хлестаков-нуар» – о романе Владимира Лорченкова «Табор уходит».
В рубрике «Критика вне формата» – очередной околокультурологический опус Василия Ширяева «Внутренняя Африка Владимира Мартынова».