Второй номер «Урала» за 2011 год, вопреки по большей части хмурому февральскому небу, сияет, словно свежий апельсин, новой оранжевой обложкой. И если расцветка первого номера вызывала ассоциации с романом Стендаля «Красное и черное», то при виде второго вспоминается популярная в шестидесятых годах «Оранжевая песня».
Действие повести Сергея Данилова «Митино детство» также отнесено к шестидесятым годам, со свойственным этому времени настроением так называемого исторического оптимизма, несмотря на то, что многие описанные в повести герои и события очень далеки от идиллических. Вероятно, причина кроется в том, что повествование идет от лица четырехлетнего мальчика. В отличие от него, персонажи рассказа Ольги Герке «Сочинение» – уже ученицы старших классов, что, в общем, и определяет круг волнующих их проблем.
В номере публикуется окончание романа Андрея Кузечкина «Не стану взрослой». Приехав в незнакомый город по объявлению о знакомстве, легендарный (в узких кругах) геймер-чемпион Максим идет по зловещему следу одного интернет-сайта, объединяющего движение, которое представляет собой гибрид тоталитарной секты и клуба самоубийц. Сайт предлагает весьма своеобразный взгляд на периодизацию человеческой жизни, которая, по мнению участников этого движения, должна заканчиваться в двадцать один год. По ходу этого своеобразного расследования становится известной и, что называется, страшная тайна о главном герое романа.
Поэтическая часть номера представлена стихами Максима Калинина, Константина Комарова, Дениса Каменщикова и Веры Охотниковой.
В разделе критики помещен «Консервативный манифест» Антона Черного. Автор характеризует свою статью как гуманитарно-естественное исследование в области современного литературного процесса. Автор пророчит русской литературе эпоху нового консерватизма, исходя не из каких-либо внутрилитературных фактов, а из теории Л.Н. Гумилева об этногнезе, так как литературный процесс является его составной частью.
Игорь Фролов, лауреат премии журнала «Урал» за 2010 год в номинации «критика», выступает в этом номере в своем основном качестве – прозаика. Его «Портрет с гранатом» повествует о двух эпизодах из жизни военного летчика Ф.
Историко-биографический очерк известного краеведа Алексея Карфидова «Заводчик поневоле – Прокофий Демидов» посвящен жизни, пожалуй, самого легендарного представителя семьи уральских заводчиков Демидовых. По словам автора, исторические анекдоты плотной пеленой заслонили все многообразие его жизни, и нужно приложить немало усилий, чтобы разглядеть за маской шута и паяца подлинное лицо этого незаурядного представителя демидовского рода.
В рубрике «Критика вне формата» ее постоянный автор Василий Ширяев полемизирует со статьей Юлии Щербининой «Под парусами паракритики». Впрочем, «полемизирует» – это еще достаточно мягкая формулировка. Сам автор назвал свою полемику «разборкой» и озаглавил ее весьма решительно: «Все утопить».
На «Книжной полке» номера – рецензии Юрия Казарина, Константина Комарова и Юлии Матвеевой.