top-right

Наступил месяц май. Тут и Праздник весны и труда, и День Победы (в этом году еще и юбилейный), и просто весна, уже не календарная, а метеорологическая, и хотелось бы охватить все это в одном номере. И вот он выходит, майский номер журнала "Урал" за 2015 год.
Метеорологическую весну в номере символизируют, пожалуй, стихи - Александра Кушнера, Максима Калинина, Светланы Кековой, Сергея Гонцова и Леры Манович.
Весной же происходят события рассказа Валерия Бохова "Вблизи звёзд". Рассказ хотя и невелик, но, сверх весны и труда, чего там только нет: и ледник, окруженный высокогорными лугами, и овечий гурт, и сторожевые овчарки, и волки, и герой, всадник со стареньким ружьем вблизи звезд. Чтобы номер не превращался целиком в тематический, читателю предлагается роман Анаит Григорян "Diis ignotis". Археологический энтузиазм героини романа приводит ее в такие историко-мифологические глубины шумерской цивилизации, что почитаешь, почитаешь, да и страшно станет. Кстати, о Гоголе - рассказы Александра Столярова как раз и озаглавлены "Моя переписка с Гоголем". Там фигурирует и сам классик, и его герои, и даже один апостол. В рассказе Яны Жемойтелите "Непутевый Христо. История, услышанная в Киселчово" действует Христо, действительно непутевый, но, в конечном счете, везучий.
В связи с семидесятилетием Победы "Урал" сузил тематику своей рубрики "Без вымысла" до формата "Война без вымысла". Здесь публикуются "Записки сапёра. Отрывки из военных дневников" Александра Волженцева. Дневники бесхитростные, например: "Командир отделения прогоняет в санчасть. Я собрался, а ребята говорят: "Не ходи, это тебя осколком снаружи царапнуло. Полежишь две недели в санчасти, а потом пошлют тебя в пехоту". Пехотинцев гибло больше, чем нашего брата. Мы тоже теряли, но медленно, постепенно - в день двух человек. А пехота пойдет в наступление - в один день половины нет".
Тыловая жизнь в годы войны освещена в материале Раисы Мадер "Из поколения подранков. Невыдуманные истории детей войны". Название исчерпывающее. Продолжение той же темы в публикации "Вспоминают дети войны: Тамара Швалёва, Эмма Евсина, Валерия Малышева". Записала воспоминания Светлана Абакумова.
Без вымысла и материал "МХАТ сердится. К истории пребывания театра в Свердловске в 1942 году". Летом 1942 года МХАТ был эвакуирован в Свердловск. Однако возникали и сложности. "Урал" публикует приветственное обращение к свердловчанам по радио директора театра И.М. Москвина и "сердитое письмо" мхатовцев первому секретарю обкома ВКП (б) В.М. Андрианову. Послесловие и публикация Ларисы Петровой.
Действие пьесы Андрея Евстафьева "Битва за Берлин. Театр военных действий в трех новеллах" происходит в городе на Северном море, на железнодорожной станции и в Сталинграде. Время действия разбросано по разным годам - от 1942 до 1985.
Пришло восьмое письмо Владимира Губайловского к учёному соседу, "Язык и смысл". Смысл письма вкратце сводится к тому, что предложенная Б. Гаспаровым мнемоническая модель описания языка значительно ближе к реальности мозга, чем операционная, которую традиционно используют лингвисты.
Отдел критики открывается статьей Андрея Расторгуева "По тагильскому счёту" - о жизни и творчестве Бориса Телкова, с точки зрения как литературно-критической, так и в свете соображений о месте писателя (и Бориса Телкова, и современного писателя вообще) в Нижнем Тагиле, на Урале и в России.
На "Книжной полке" Валентин Лукьянин рецензирует сборник статей Лидии Слобожаниновой "Русская проза Урала: ХХ век"; Ольга Седова - новый сборник стихов Юрия Авреха "Стихи из пражского града", а Станислав Секретов - роман Юрия Арабова "Столкновение с бабочкой".
В "Черной метке" Александр Кузьменков выступает с рецензией "Фандорин в тридевятом княжестве" на новые книги Бориса Акунина "Огненный перст" и "Бох и Шельма". И утверждает: "Полноценная реконструкция Древней Руси невозможна... «Как на ту тропинку ступишь, так немедля на Васнецова с Билибиным и вырулишь, а там и до хоббитов недалеко», — предупреждал в свое время Д. Горелов. Прибавьте к означенному феноменальную неряшливость, и получится акунинская историческая проза".
В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин написал о романе японской писательницы Юко Цусимы "Смеющийся волк". По послевоенной Японии бесцельно путешествуют подросток и девочка. Вокруг разруха, холера, бездомные и прочие последствия войны. По мнению Сиротина, роман имеет привкус графомании и читать его скучно.
В рубрике "Слово и культура" - "Семнадцать писем из Донецка Людмилы Квашниной" со вступлением Юрия Казарина. Людмила Квашнина - филолог, доцент, преподаватель филфака ДНУ, автор пяти учебников и 58 статей. Но пишет она о другом: "Крутишь пальцем у виска или впадаешь в бешенство, когда кто-то радостно говорит про очередные "мирные переговоры". На них уповают наивные или иезуиты. Ты-то знаешь, что "перемирие" - это для кого-то всего лишь возможность безнаказанно уничтожать мирных жителей, не опасаясь ответки".
"Критик вне формата" Василий Ширяев выступил автором текста "Похули Бога и умри-3". Теперь автор предлагает Андрею Звягинцеву снять фильм о том, как люди смотрели его предыдущий фильм. А также пишет, как "опыт хеттов и египтян может помочь и нам в смотрении кина. Египтяне, как известно, рисовали ребусы на стенах и поклонялись кошкам (это значит, когда смотришь кино, надо чесать кота)..."
Андрей Ильенков

СОДЕРЖАНИЕ

Публицистика

Владимир Губайловский  

Письма к учёному соседу.  Письмо 8. Язык и смысл

Критика и библиография

Андрей Расторгуев  

По тагильскому счёту

Критика вне формата

Василий Ширяев  

Похули Бога и умри-3

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.