Первый номер "Урала" за новый 2015 год (всех с Новым годом!) открывает Год литературы, а никакой не козы. Ну тут нам и карты в руки.
"Телевизионный роман" Григория Аросева повествует о преужасной жизни одного из представителей креативного класса, сотрудника телеканала. Ему не везет во всем: жена его не уважает, начальник тоже, страна плохая, президент плохой, и даже любовница толком не любит. Его любят и жалеют только мама и папа, но они уже старенькие. Да и он не слишком юн. Разве это жизнь? Рассказы Валерия Козлова "Потерянный перстенек навки" и "Портрет Елизаветы Петровны в детстве" полны тайн и чудес. Оно и неудивительно, ведь даже персонажами там выступают, кроме людей, еще навки, русалки и им подобные существа. И да, Елизавета Петровна - та самая историческая дщерь Петра. В повести Ольги Покровской "Змеиная кожа" особых чудес не наблюдается, но приключений и перипетий, главным образом бытового и любовного характера, вполне хватает. Рассказы Александра Чухно "Тёма" и "Погост", хотя и очень короткие, затрагивают весьма глубокие темы - веры и судьбы.
В "Детской" новая повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Бежим отсюда!" Участвуют дети, взрослые, одна валькирия, эльфы, тролли (как фольклорные, так и сетевые), хоббиты, феечки Винкс, ну и прочие подобные персонажи. К чему все это - пока непонятно, так как окончание повести еще только следует.
В краеведческом отделе статья Вячеслава Запольских "Уши соленые и малосольные" о некоторых выдающихся деятелях культуры Перми, сфера интересов которых простиралась от Древнего Египта до космических путешествий далекого будущего.
В разделе публицистики статья Дмитрия Лабаури "Донбасский разлом: причины, суть, итоги конфликта на Юго-Востоке Украины". Название статьи говорит само за себя, хотя судить об итогах этих событий, на наш взгляд, преждевременно - события продолжаются.
Эссе Александра Верникова называется "Божественный Толстой (мысли из гипса)", и здесь тоже название, кажется, говорит само за себя. Однако это только кажется, и, не прочтя, не поймешь, почему именно из гипса, и в каком смысле божественный.
"Книжная полка" представлена рецензиями Ларисы Сониной на книгу стихов Евгении Извариной "Дом для одной свечи", Анастасии Порошиной на сборник стихов и поэм Андрея Расторгуева "Русские истории" и Юлии Подлубновой на опять же книгу стихов Андрея Черкасова "Децентрализованное наблюдение".
Трудно передать своими словами сарказм и стиль Александра Кузьменкова в его, условно говоря, рецензии на роман Виктора Пелевина "Любовь к трем цукербринам". Текст называется "Киберпанк в поисках сатори", а по сути является избиением литературного старца. Справедливым ли избиением, сказать еще труднее, ибо для этого надо опять читать Пелевина, а на это не всякий согласится.
В "Иностранном отделе" статья Сергея Сиротина "Старомодный роман" о старомодном, по его мнению, романе знаменитой Вирджинии Вулф "Ночь и день", который, несмотря на ее знаменитость, впервые издан на русском лишь в 2013 году. Но поскольку роман не только старомоден, но и скучен, то, может быть, это и не беда. Однако всё равно хорошо, что его издали.
Эссе Юрия Казарина "Такое место", помещенное в рубрике "Слово и культура" посвящено слову, культуре, погоде, пространстве, времени, поэзии и прочим подобным категориям.
В рубрике "Критика вне формата" опус Василия Ширяева "Хип-хоп и вопросы языкознания", где содержится ряд спорных утверждений о современной поэзии, но совершенно бесспорно и ценно то, что автор, потеряв интерес к олбанскому языку, обращается к македонскому.
А собственно современная поэзия в номере представлена стихами Андрея Ильенкова, Сергея Шестакова, Юрия Беликова, Анатолия Устьянцева и Екатерины Симоновой.
Андрей Ильенков