Есть в осени первоначальной короткий, но чрезвычайно приятный для авторов и редакции момент: выход девятого номера «Урала». 2015 год не стал исключением, и творческие наследники вышепроцитированного поэта, полагаю, согласны с тем, что момент точно приятный. Если назвать наследников поименно, то это Виталий Кальпиди, Арсений Ли, Василий Бородин, Александр Маниченко и Денис Безносов.
Что же касается прозы жизни, то и она в номере, естественно, есть. Например, куда как прозаична жизнь заключенного украинской тюрьмы, о которой повествует Александр Гадоль в своей повести «Режиссер. Инструкция по освобождению». Но заключенный этот мало того, что сидит, так еще и пытается организовать собственный бизнес на свободе. Потому что он режиссер. Рассказ Николая Мурзина и Тимура Денисова «Боевой опыт» написан в лучших традициях жанра «horror», однако дело происходит отнюдь не в штате Мэн, а у нас, притом в разных исторических эпохах одновременно. Рассказы Сергея Луцкого, объединенные заголовком «Дембельский бог», как нетрудно понять, об армейской службе, а армейская служба – веселая наука. Сергей Криворотов написал рассказ «Честное сталинское»: как отобрать шпагу у начинающего мушкетера.
В рубрике «Почти без вымысла» опубликована документальная повесть Петра Мая «Агата Кристи» - как все начиналось». Поскольку «Агата Кристи» в кавычках, то понятно, что речь идет не о молодых годах английской писательницы, а об истории рок-группы, в которой начинал музыкальную карьеру и сам автор. А в рубрике «Без вымысла» - «Двор» Александра Мичкова, где описывается, в частности, свердловский двор, в котором он провел детство, а также и другие топографические места, но главным образом - само время.
Краеведческий раздел номера представлен очерком Алексея Карфидова «Вокруг Невьянского пруда». Автор настолько увлечен заявленной темой, что не ограничивается одной лишь историей создания и описанием конструкции плотины, но вкратце характеризует даже флору и фауну Невьянского пруда и его окрестностей.
Публицистическая часть номера представлена статьей Валентина Лукьянина «Опыт о скрепах». Скрепы имеются в виду духовные, цитата из речи Путина. Говорится в статье о многом. Оказывается, что экономические санкции тоже могут стать своего рода скрепами. Пример Кубы прилагается.
В разделе критики имеются все возможные критические рубрики. «Книжная полка» наполнена рецензиями – а именно: Андрея Расторгуева на роман Дмитрия Коржова «Мурманцы. Город между морем и небом», Станислава Секретова на книги Александра Кабакова «Стакан без стенок» и «Камера хранения», Полины Колесниковой на сборник стихов Константина Комарова «Безветрие» и Алексея Арсеньева на книгу «Юрий Терапиано. Литературная жизнь русского Парижа (1924-1974). Эссе, воспоминания, статьи».
В «Черной метке» Александр Кузьменков выступает автором текста «Между «Букером» и «Оскаром» о романе Андрея Геласимова «Холод». Общий смысл: роман не тянет ни на книгу, ни на фильм, хотя похож и на то, и на другое. В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин рецензирует роман Масако Бандо «Дорога-Мандала». Быт послевоенной Японии (а также довоенной и военной) часто привлекает внимание писателей, что и неудивительно, хотя отношение к этому периоду истории у всех разное. У Масако Бандо – отрицательное.
«На литературном посту» Сергей Беляков высказывает свое мнение о книге Игоря Вирабова «Андрей Вознесенский», вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей». Книга, по мнению критика, не лишена некоторых достоинств, но их могло быть гораздо больше.
В рубрике «Слово и культура» - эссе Юрия Казарина «Свобода воли стоит на боли», посвященное, кроме воли и боли, творчеству Александра Дьячкова. «Обратная связь» осуществляется Марией Бушуевой, выступившей автором рецензии «Три рассказа в «Урале» - о рассказах Натальи Труш, Ольги Никоновой и Станислава Колосова.
Андрей Ильенков