Вышел в свет февральский номер «Урала» за 2015 год. Почитаем!
Можно сказать, что действие романа Вадима Месяца "Легион архангела Гройса" происходит в современной Белоруссии. Но можно сказать, что не совсем современной - временная организация романа достаточно сложна, со временем тут происходят существенные метаморфозы. А также не вполне в Белоруссии - место действия не сводится к конкретной географической точке. Да и само действие весьма неоднозначно, тем более что окончание пока ещё только следует. Совсем другое дело - рассказ Натальи Труш "Заячий хвостик", действие которого происходит точно на Неве. Непосредственно на Неве. На пароме, у которого катастрофически не вовремя отказал двигатель. Но наиболее занимательна география рассказа Гены Карпова "Тофалария". Там фигурируют такие экзотические топонимы, как долина Ченезека, озеро Хоор-Оос-Холь, что и неудивительно, если учесть, что главный герой - студент на геологической практике. Рассказ же Виктора Брусницина "Во вверенных нам обстоятельствах" предполагает обстоятельства самые обыкновенные, героев совершенно типичных и финал самый предсказуемый, но оттого не менее грустный.
В разделе "Детская" - окончание повести Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Бежим отсюда!". Повесть оканчивается, но бесконечен поток феерических приключений и всевозможных превращений в жизни одного школьного класса.
В рубрике "Без вымысла" опубликованы фрагменты из книги воспоминаний Макса Серебряного "Жизнь пройти…". Довоенная Москва, студенческая жизнь в годы войны, работа на эвакуированных в тыл предприятиях, рытье окопов, послевоенная инженерная практика - да много всего.
Краеведческая статья Андрея Расторгуева "Денежное дело" формально является откликом на книгу Леонида Злоказова и Владислава Семёнова «Екатеринбургский монетный
двор: 150 лет истории», но и сама содержит массу сведений об истории уральского железа, меди и чеканки монет.
В разделе публицистики помещена статья Владимира Губайловского "Язык и мозг". Это его седьмое "Письмо к учёному соседу". Из новой корреспонденции сосед сможет узнать о том, как человеческий язык связан с мозгом, и что хотя мозг человека очень похож на мозг высших животных, но он гораздо лучше, благодаря высокому объему краткосрочной памяти.
На "Книжной полке", как водится, рецензии: Станислава Секретова на роман Дмитрия Быкова "Квартал", Геннадия Каневского на книгу стихов Елены Баянгуловой "Слова как органические соединения" и Григория Тарасова на книгу Степана Недвиги «Да, скифы — мы…» Очерки истории народов, населявших Северное Приазовье.
В рубрике "Чёрная метка" помещена "Убойная сила" Александра Кузьменкова. Он рассматривает роман Анатолия Королева "Эрон" и приходит к выводу, что «Эрон» есть нескончаемое дефиле гермафродитов, карликов, калек и разномастных психопатов. Однако автор оговаривается: «Эрон» — отнюдь не примитивная порнушка и уж тем паче не фрик-шоу. Поднимай выше: интеллектуальная проза. Которая, как известно, в России стоит на двух китах — самовыражении на разрыв аорты и столь же оголтелом самолюбовании. Ни в том, ни в другом автор не ведает меры и числа".
В "Иностранном отделе" статья Сергея Сиротина "Механика шестидесятых" о романе Томаса Пинчона "Внутренний порок", действие которого происходит в Калифорнии 1960-х. Образ эпохи у Пинчона далек от представлений о том времени как эпохе антибуржуазной романтики. Как пишет Сиротин,изображенные в романе сыщики, наркоманы, рок-музыканты, серферы, полицейские и строительные магнаты алчут не какой-то абстрактной свободы, а денег и власти.
В рубрике "Слово и культура" в эссе "Лодка Владимира Казакова" Юрий Казарин пишет про лодку: сначала про свою собственную, совершенно физическую лодку, а затем про гораздо более метафизическую Лодку Владимира Казакова и, конечно, про его стихи.
Кстати, о стихах: поэтическая часть номера представлена стихами Андрея Коровина, Нины Александровой, Анастасии Журавлевой, Германа Власова и Павла Проскурякова.
В рубрике "Критика вне формата" текст Василия Ширяева "Симулякр". Автор начинает разговор о симулякрах, плавно переходит на кинокритику и на основе анализа фильма "Елена" делает вывод, что вот как раз кино и есть симулякр, за которым не следует искать реальность.
Андрей Ильенков