top-right

Вышел четвёртый номер "Урала" за 2015 год. Апрель, согласно известной сказке Маршака, месяц появления подснежников (в хорошем смысле). С подснежниками мы сравним опубликованные в журнале стихи Петра Чейгина, Алисы Малицкой, Константина Кравцова, Михаила Окуня и Марии Кучумовой.
Прозаическая часть номера открывается рассказом Романа Сенчина "Морская соль". В далёком маленьком поселке в маленькой школе работает пожилая учительница русского языка и литературы - и рассказывает своим пятерым ученикам о литературе, конечно. "Бестиарий Галуса" Сергея Кулакова - это самый настоящий бестиарий, где в лучших традициях этого старинного жанра описаны различные бестии, то есть звери, а также птицы, рыбы, гады и некоторые минералы и окаменелости. Кроме описаний, бестиарий полон сведений практического характера: как самому вырастить василиска, как изумрудом лечить отравления, как при помощи обнаженной женской груди поймать единорога и другие полезные советы. Новый рассказ Майи Никулиной называется "Всё там есть" и там действительно всё есть: и горы, и море, и Бахчисарайский дворец, и крымчане, и отдыхающие, в числе которых даже сам Иван Бунин. Действие повести Елены Ленковской "По ту сторону покойника" происходит в Екатеринбурге девяностых. Её герои - начинающие художники, а точнее, подростки, увлекающиеся стрит-артом, стритартисты то есть. Один стритартист знакомится с еще одним художником, постарше, который тот ещё артист: то изображает человека-невидимку, то устраивает собственные прижизненные похороны.
В "Детской" повесть Веры Кудрявцевой "Хорока из первого "Г", в которой рассказывается о нешуточных заботах и судьбоносных событиях в жизни младших школьниц и школьников.
В рубрике "Без вымысла" - "Общежитие" Владимира Крюкова. Шестидесятые годы, учёба автора в Томском университете, собственно, общежитие, конфликты отдельных студентов с КГБ - одним словом, идёт повседневная, будничная жизнь.
Герои документальной повести Владимира Турунтаева "Кумир на все времена" - знаменитый полевод Терентий Мальцев, его сподвижник Михаил Ланг, а также и другие деятели рангом от председателя колхоза до генерального секретаря ЦК КПСС. Юрий Коньков выступает автором материала "Чужое письмо. Публицистическое поэма о глухих людях и глухой власти", из которого можно узнать, что отечественный язык жестов для глухонемых - это уголовный язык жестов, и его не понимают глухонемые других стран. Поднимаются и другие проблемы глухих людей и глухой власти.
Раздел критики открывается статьей Марка Амусина "Европейские сны о России. "Русский вопрос" Макса Фриша", в которой говорится о восприятии России не только Максом Фришем, но и европейскими интеллектуалами вообще. "Книжная полка" полным полна рецензиями на новые книги. А именно Андрей Рудалёв пишет о романе Виктора Ремизова "Воля вольная", Лариса Сонина - о сборнике стихов Александра Ерофеева "Межсезонье", а Юлия Подлубнова - о книге тоже стихов Геннадия Каневского "Подземный флот". В "Чёрной метке" Александр Кузьменков метит чёрным роман Анатолия Тосса "Давай займёмся любовью". Роман посвящён сексу в СССР. Понятно, что, поскольку по телевидению секса у нас не было, весь он проистекал в реале. Однако, по мнению Кузьменкова, автор романа изображает секс плохо, а советские реалии - и того хуже. Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" рецензирует вышедшую в прошлом году автобиографию знаменитого китайского писателя Мо Яня "Перемены". Рецензия озаглавлена "Обычная жизнь" - по мнению автора, описанный жизненный путь вполне зауряден для китайского писателя его поколения: деревенское детство с мечтой стать водителем грузовика ГАЗ-51, служба в армии с целью закосить от крестьянской работы в поле, карьера политрука, впоследствии увлечение литературой, поступление в литературный институт, достижение известности. Все это, однако, не тянет на реконструкцию эпохи, и потому автор рекомендует книгу разве что особым почитателям творчества Мо Яня.
В рубрике "Слово и культура" - эссе Юрия Казарина "От Бога и до Бога (о стихах Александра Кабанова)". Кроме стихов Александра Кабанова, в тексте фигурируют грибы, ягоды, окуни и лещи, синички, воробьи и снегири, но главное, конечно, поэзия, поэзия и еще раз поэзия.
В "Критике вне формата" текст Василия Ширяева "Весенней депрессии". Трудно сказать в депрессии ли причина, но автор весьма категорично утверждает: "Книг ни читать, ни писать не нужно, потому что говорить людям нечего и не о чем..."

Андрей Ильенков

СОДЕРЖАНИЕ

Проза и поэзия

Роман Сенчин  

Морская соль.  Рассказ

Алиса Малицкая  

Лето — внутри….  Стихи

Сергей Кулаков  

Бестиарий Галуса

Константин Кравцов  

Небо вне времени….  Стихи

Майя Никулина  

Всё там есть.  Рассказ

Михаил Окунь  

Земного бытия вещдок….  Стихи

Елена Ленковская  

По ту сторону покойника.  Повесть

Мария Кучумова  

От дна до дна….  Стихи

Детская

Вера Кудрявцева  

Хорока из первого «Г».  Повесть

Без вымысла

Владимир Крюков  

Общежитие

XX ВЕК: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Марк Амусин  

Европейские сны о России.  «Русский вопрос» Макса Фриша

Поэзия, проза, драматургия

Петр Чейгин  

Новые стихотворения

Критика вне формата

Василий Ширяев  

Весенней депрессии

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.