top-right

В мае журнал «Урал», как обычно, поздравляет своих читателей с праздником весны и труда, и, главным образом, с 75-летием победы над Германией и другими примкнувшими к ней странами.
Рубрика «Без вымысла» полностью посвящена этой теме. Здесь помещены воспоминания Юрия Дементьева «И вновь о прошедшей войне», дополненные его фотографиями разных лет и рисунком, сделанным во время затишья между боями в июне 1944 года (предисловие, подготовка текста и публикация Е.В. Дементьева). Выдержки из фронтовых писем Сергея Кузнецова «После победы встретимся и вновь заживем», написанных с декабря 1941 по июль 1945 года. Предисловие и публикация Е.С. Кузнецова.
Номер открывается стихами Александра Кушнера. Также здесь стихи Бориса Головина, Валерия Лобанова, Андрея Баумана и Валерия Скобло.
Уже в подзаголовке романа Владислава Корнейчука «Отправление с Киевского вокзала» автор даёт его филологическую характеристику - «роман-шаблон в жанре баек подворотни» - краткую, но непонятную. Действие происходит в Москве в наши дни; впрочем, изрядная доля действия заключается в том, что герой вспоминает свою молодость, пришедшуюся на годы перестройки и девяностые, так что повествование во многом историческое. «Подгорные истории» Миры Белочкиной случились в деревне Подгорье. Сами по себе истории нельзя сказать, чтобы идиллические, местами даже страшные, но дело было давно, в детстве взрослой ныне рассказчицы, и ностальгические нотки создают особенное настроение. Герои рассказа Сергея Канторовича «Пятьдесят лет спустя»- Атос, Портос, Арамис и д`Артаньян, но на этом сходство с романами Дюма заканчивается. Перед нами проходит полвека жизни четверых одноклассников с очень разными судьбами. Рассказы Надежды Кусковой «Черепаховый гребень», «Внучка Ихтиандра», «Купим телёночка», «Следы босоножек» и «Шурочка-дурочка» объединены местом действия – это маленький городок с сельским укладом жизни, события же и люди – все очень разные. Герой рассказа Евгения А. Попова «Греческая мифология» - грек, и его имя Гомер, отчего на протяжении всей жизни он находится отчасти под властью античных богов, хотя он гражданин Советского Союза, а отнюдь не Афин или Фив. В его же рассказе «Чага» описано гораздо более глубокое погружение в мифологию, хотя не греческую, но не менее языческую.
В «Детской» рассказ Константина Арбенина «Летние бумеранги. История из детства». История вполне дидактическая. О том, что иногда плохих людей следует бить, даже если это запрещено. Потому что запрещено не строго, а больше формально.
В разделе публицистики «Семь тезисов об изобразительном искусстве и квантовой механике»Степана Ломаева. Название никак не исчерпывает содержания. Речь идёт не только об изобразительном искусстве, но и категориях более глубоких: о картине мира и о свободе воли. Автор рассматривает картину мира, описываемого законами механики Ньютона, и находит её чрезвычайно безрадостной, кроме того исключающей свободу воли. Квантовая механика всё спасает.
«Почти без вымысла» Семён Вяткин написал «Да, смерть!» памяти Эдуарда Лимонова. Живописуются похороны знаменитого писателя, и не без некоторой чертовщинки.
На «Книжной полке» рецензии Ростислава Русакова на поэтический сборник Владимира Полетаева «Прозрачный циферблат»; Константина Комарова на сборник прозы Антона Задорожного «Мы никогда не умрём»; Александра Зернова на роман Александра Панчина «Апофения» и Андрея Ильенкова на книгу Т.А. Снигирёвой, А.В. Подчинёнова и А.В. Снигирёва «Борис Акунин и его игровой мир».
В «Иностранном отделе» рецензия Сергея Сиротина «Постструктурализм в действии» на книгу французского писателя Лорана Бине «Седьмая функция языка». Её персонажи - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Юлия Кристева, Филипп Соллерс, Умберто Эко и множество других. Но это отнюдь не жизнеописание, а остросюжетный детективно-конспирологический роман о жизни этих людей. Более того, «некоторые из героев книги, которые еще пребывают в добром здравии, резко отреагировали на выпады  Бине. Например, Филипп Соллерс был просто взбешен и даже планировал подавать в суд». С. Сиротин согласен с тем, что роман содержит издевки, адресованные французским интеллектуалам. Кинокритика «Волшебного фонаря» представлена рецензией Валерия Исхакова «Долорес приходит нагая...» на американский сериал «Мир Дикого Запада (Westworld)». Из жизни человекоподобных роботов; впрочем, некоторые из них вполне сексапильны (фото прилагается).
В рубрике «Слово и культура» Юрий Казарин в статье «Объяснение мира» объясняет, чем в этом мире поэзия и творчество отличаются от литературы и креативности.
В «Критике вне формата» - «Записки дикого перипатетика-4» Василия Ширяева. Написано здесь много о ком: Чехове, Горьком, Домбровском, Лавкрафте, Эко и о других знаменитостях. Кроме того, критик советует сразу бить ногами тех, кто говорит, «что рэп — тоже поэзия, что смски (text) — тоже прозо, что сериалы — это новый роман, и прочую прекрасную чужь».

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.