Налицо поздняя осень и одиннадцатый номер журнала «Урал».
Поэзия в нём представлена новыми стихами Виктора Ляпина, Марины Кантор, Надежды Келаревой, Кирилла Радченко, Алины Митрофановой, Андрея Новикова и старым стихотворением Марины Цветаевой «Бог согнулся от заботы…» А также в рубрике «Слово и культура» «Поэзия и фотография» Андрея Першина (спойлер: про поэзию и фотографию).
«Тень Тимошина» – глава из книги Бориса Минаева «Оды и некрологи». Дело происходит главным образом в перестроечной Москве, со всеми приметами того времени. Четыре рассказа Михаила Гришина под общим названием «Дед Игнат» объединены образом деревенского деда Игната. Ему девяносто пять лет, но энергии хоть отбавляй. Отрывок из романа Анны Бабиной «Чугуевские лебеди» охватывает историю одной семьи с 1941 по 2019 год. Героиня рассказа Евы Эврики (не пугаемся, это псевдоним) «Маня» – доярка, поэтому много говорится о коровах, но больше о любви. Рассказ Натальи Закожурниковой «Записки последнего бумажного классного журнала»: журналу мало того, что в нём пишут люди, он и сам пишет. Руслан Дзкуя выступает автором четырёх новелл «Сны зимнего времени». Хорошо зимой на даче!
Новая пьеса Олега Богаева – комедия в одном действии «Дверь закрой!» Поначалу это известный любовный треугольник: любящая мама, любящий сын и его жена. Но степень этой любви можно оценить, лишь дочитав пьесу до конца.
В «Детской» поместилась повесть Юлии Тимур «Думан и Али». Али – обычный казахский школьник, а Думан – щенок. Мальчик хочет, чтобы собака жила у него, старшие против собаки, завязка очень понятная.
В разделе «Без вымысла» – «Эссе о том, почему не стоит бояться смерти» Наталии Гиляровой о наиболее общих законах природы, общества и мышления, то есть эссе философское и отчасти богословское. Здесь же «Русско-японский вопрос. Встречи с Акирой Куросавой и Тосиро Мифунэ» Владислава Дунаева, невыдуманный эпизод советско-японских отношений семидесятых годов прошлого века, происшедший с участием автора.
«Письма русского путешественника» представлены «Аркадией» Дарьи Виноградской. Аркадией в данном случае названы США, не берёмся судить, с какой долей иронии, хотя «Аркадия» - это название конкретной выставки.
Отдел критики открывает статья Яны Сафроновой «Лицо с обложки. О новых книгах Анастасии Сопиковой, Веры Богдановой и Екатерины Манойло». Скажем так, достаётся всем троим, а заодно и некоторым известным издательствам.
В рубрике «Толстяки на Урале: журнальная полка» размещены рецензии на публикации в толстых литературных журналах: Кирилла Ямщикова на повесть Марианны Ионовой «Неправильные цветы» («Новый мир»); Владислава Толстова на повесть Вацлава Хаба «Мариинск» («Новый мир»); Михаила Сереброва на Евгений Шкловский. «Закат» («Знамя») и Константина Богомолова, рецензирующего одиннадцатый номер «Урала» за 1973 год по случаю извлечения этого номера из капсулы времени.
«Детская полка Дарьи Золотовой» – это синтез «Детской» и «Книжной полки», где отрецензированы именно детские книги: «За горизонтом» Татьяны Ильдимировой, «Как слышно» Артёма Роганова и «Зябликова, не спи!» Инги Сомс.
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин пишет о романе «Сад, пепел», автор которого – «важнейший сербский писатель ХХ века» Данило Киш. Действие романа происходит во время Второй мировой войны, однако речь идёт не о войне, а о взаимоотношениях отца и сына.
Прочтя в рубрике «Волшебный фонарь» кинорецензию Валерия Исхакова «Благородный ведьмак Дон Геральт из Ривии» на сериал «Ведьмак» (США, Польша, 3 сезона, 2019–2023), можно узнать, в частности, о том, чем ведьмачки отличаются от ведьм.
В «Критике вне формата» Василий Ширяев выступает автором достаточно радикального текста «Смерть медиа», где излагает самые мрачные мысли как минимум о современной литературной критике, а вообще-то о цивилизации и истории в целом.
Андрей Ильенков
Поделиться: