И вот наступила ещё большая весна, и вышел пятый номер «Урала».
Поэзия в нём представлена стихами Евгения Степанова, Ольги Фадеевой, Евгения Чигрина, Ольги Ефимовой, Инны Сигуровой и Михаила Лермонтова, а также прозой Андрея Першина «Солнечное половодье. Контрапункт» в рубрике «Слово и культура», которая, хотя и проза, но тоже о поэзии.
В номере заканчивается публикация монументального романа Арсена Титова «Так компоновал Веронезе». Это параллельное жизнеописание двух художников – Поля Сезанна и Павла Ситникова. Действие поэтому происходит во Франции и в СССР, с разницей в сто десять лет. Герой рассказа Ивана Гобзева «Думузи» – человек странный, немного не от мира сего, что и неудивительно, поскольку оказывается, что он бог. Ну не сам Бог, конечно, но всё же бог. Героиня рассказа Марии Давыденко «Укутай меня в платок из Саракташа» работает по скайпу. Больше сказать о ней почти нечего, разве только то, что у неё есть кот. Но кот умирает, и больше говорить совершенно не о чем. Евгений Каминский в рассказах «Похороны» и «Падение Икара» пишет о представителях советского рабочего класса – правда, о не самых передовых представителях. Рассказы Светланы Бондаренко «Толстолобик», «Пасха» и «Чудо» написаны от лица маленькой девочки и с разных сторон освещается одна и та же грустная ситуация. Рассказ Наталии Немцовой «Семёнов день» действительно описывает Семёнов день, но сверх того и много лет жизни деревенских девочек, бабушек и одного дедушки.
В «Детской» – стихи Ирины Васильевой «Человек с лопатой». Между прочим, этот человек своей лопатой откопал целый город, причём не древний, а современный, с живым населением.
В рубрике «Письма русского путешественника» – материал Виктора Боброва «В краю мёда и газировки: Башкирия, село Красный Ключ». Про башкирский мёд наверняка наслышаны многие, а вот теперь можно узнать и про газировку «Красный ключ», и ещё многое о Башкирии, притом не о столичной Уфе, а о башкирской периферии. (Все совпадения с альбомом «ДДТ» «Периферия» случайны.)
К 300-летию Екатеринбурга приурочена публикация «Де_Геннин места». Это разножанровое литературное отражение проведённого в 2022 году библиотекой Белинского «Библионнале#наурале». Авторы – Роман Сенчин, Валерий Шубинский, Марина Москвина, Сергей Ивкин, Дмитрий Данилов и Дмитрий Бавильский. Составление и вступительное слово Евгения Иванова, также фигурирующего и в текстах публикации в качестве персонажа.
Критический раздел открывает статья Олега Лекманова «Борьба ребёнка и взрослого с фашизмом в рассказе Василия Аксёнова «Завтраки сорок третьего года». На «Книжной полке» размещены рецензии Анны Аликевич на книгу Натальи Ивановой «Чертополох и крапива: Литературная жизнь и её последствия»; Надежды Венедиктовой на книгу Натальи Рубановой «Русский диссонанс. От Топорова и Уэльбека до Робины Куртин: беседы и прочтения, эссе, статьи, рецензии, интервью-рокировки, фишки» и Шевкета Кешфидинова на Олега Хлевнюка «Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР». В «Иностранном отделе» присутствуют два автора – Сергей Сиротин и Наталья Рубанова. Сиротин рецензирует роман французского писателя Давида Диопа «Ночью вся кровь чёрная»; Рубанова – роман тоже француза Сильвера Прюдона «По дорогам».
В рубрике «Волшебный фонарь» – кинорецензия Валерия Исхакова «Мира, Ирма, Мюзидора…» на сериал «Ирма Веп» (режиссёр Оливье Ассаяс, 2022, США, Франция). Главную героиню критик называет вампирой, а не, скажем, вампиршей, чтобы слово было созвучно её имени.
«Критика вне формата» представлена фрагментами обсуждения «Зоны» Довлатова в книжном клубе «На Набережной», в котором участвуют Василий Ширяев и Михаил Утовка. В ходе беседы высказывается много неожиданных мыслей об этом произведении.
Андрей Ильенков
Поделиться: