Февраль уж наступил (а с точки зрения М.М. Пришвина, февраль является весной); вышел второй номер «Урала».
Поэзия в нём представлена стихами Ольги Исаченко, Алексея Дьячкова, Евгении Извариной, Виктора Есипова, Марии Затонской и стихотворением Валерия Брюсова «Жалоба героя». В рубрике «Слово и культура» на вопросы Юрия Казарина о поэзии отвечают Ольга Исаченко и Феликс Чечик.
Продолжение романа Вадима Волобуева «Новая Атлантида» охватывает период с 1961 года по то время, когда по телевизору смотрели «Взгляд» и «Прожектор перестройки», а на видеокассетах – «Эммануэль» и «Звёздные войны-1». Но такая точная датировка не мешает автору развивать сюжет, восходящий ещё к Софоклу.
В этом номере «Урала» опубликована проза троих писателей, которые не только проживают в Белоруссии, но и пишут по-белорусски (естественно, в русском переводе). Алена Браво предлагает читателям восемь коротких рассказов из циклов «Женщины и их дети» и «Люди и вещи», а также рассказ «Марипоса», где имя героини так же экзотично, как и её судьба. Алесь Бадак в рассказе «Душа твоя светлая», где говорится больше о котах, тем не менее затрагивает вопрос не столько философский, сколько даже богословский. Рассказы Людмилы Рублевской «Железная кнопка», «Стакан тьмы с привкусом крови» и «Староста Юзеф и булочница Евдахия» объединяет удивительная малоприятность некоторых героинь.
В рассказе Сергея Луцкого «Случай с Олей Густешовой» муж застаёт жену с любовником; финал следует неожиданный. Герой его же рассказа «Победитель получат всё…» – мальчик добрый, но еще не понимающий всей суровости жизни.
Драматургия в номере представлена пьесой Алексея Кондрашина «Чёрный монах». Это инсценировка одноименного рассказа А.П. Чехова. Чехов писал, что это рассказ медицинский, история болезни, но пьеса Кондрашина никак не сводится к описанию частного клинического случая.
В «Письмах русского путешественника» заметки Елены Данченко «С лёгким римским паром!», где в подробностях и со знанием дела описана настоящая римская терма, расположенная, правда, в голландском городе Хеерлене. Но в 63 году, когда она была построена, эта территория принадлежала Риму.
Краеведческая статья Михаила Фельдмана «Уральская область – между прошлым и будущим» не только посвящена истории Уральской области, существовавшей с 1923 по 1934 годы, но и не исключает возможности подобного административного образования в будущем.
Федор Шеремет в рубрике «ХХ век: Повторение пройденного» выступает автором статьи «Великие неснятые. Шедевры Эйзенштейна, которые мы никогда не увидим». Действительно жаль, особенно когда речь идет о неосуществлённой экранизации «Капитала» Маркса. Сталин, узнав об этом замысле, назвал Эйзенштейна сумасшедшим, что не помешало выходу других его фильмов, менее амбициозных.
На «Книжной полке» расположились рецензии Татьяны Веретеновой на роман Олега Ермакова «Родник Олафа», Ларисы Сониной на сборник стихотворений и фотографий Вадима Балабана «Аэропласт», Андрея Ильенкова на роман Марины Голубицкой «Два писателя, или Ключи от чердака» и Дмитрия Бавильского на книгу Майкла Ходорковского (не-не, это такой американский историк) «Степные рубежи России: как создавалась колониальная империя. 1500 – 1800».
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин раскритиковал роман британской писательницы Деборы Леви «Человек, который видел всё». Раскритиковал, как обычно, подробно и вдумчиво, но скорее благожелательно. «Авария на Эбби-Роуд» стала не только названием рецензии, но и решающим моментом развития сюжета.
В «Волшебном фонаре» Валерий Исхаков освещает американский фантастический сериал 2022 года «Периферийные устройства». Рецензия озаглавлена «Аэлита и клептарх»: Аэлита олицетворяет в сериале добро, а вот олигарх Лев Зубов (поскольку он русский олигарх, то называется клептархом, что часто справедливо) принадлежит, само собой, к силам зла.
Андрей Ильенков
Поделиться: