Наступила осень, отцвела крапива, вышел девятый номер «Урала».
Поэзия в сентябре представлена новыми стихами Кирилла Машкина, Юлии Токаревой, Павла Сидельникова, Екатерины Ермаковой и Татьяны Беспаловой. О поэзии также говорится в «Микровечности» Андрея Першина в рубрике «Слово и культура».
Прозаический блок открывается повестью Игорь Одинокова «Килька пряного посола» (публикация Светланы Одиноковой). Её главный герой, писатель, объясняет своему приятелю, как надо писать книги. Написанная по ходу объяснения книга прилагается. Рассказы Марии Райнер «Возвращение отца», «Гороховый суп» и «История моего убийства» можно назвать одним словом – психотриллер, в том смысле, что всё это триллеры, чем-то напоминающие фильмы Хичкока. Рассказы Анастасии Журавлёвой «Жили бы да жили», «Облака» и «Духи», напротив, проникнуты вполне гуманистическим духом. «Великая кошачья война надежда» Андрея Горбунова – это глава из его романа «Великая кошачья революция». Собственно, роман уже давно издан, но автор внезапно написал ещё одну главу, которая кардинально меняет долгую историю кошачьей цивилизации. Фрагмент романа Елены Вяхякуопус «Из бездны с любовью» затрагивает криминальную и психиатрическую тематику.
Драматургия представлена пьесой Наталии Анико «Опасное блаженство. Фантазия в двух частях по мотивам сочинений и писем Н.В. Гоголя». Действие происходит в доме Гоголей, где сам писатель присутствует в виде портрета работы Фёдора Моллера, но поговаривают, что иногда выходит из холста.
В «Детской» рассказ Константина Арбенина «Новенький. История из детства». Один нелюдимый мальчик попадает в многолюдный детсадовский коллектив. Но эта неприятность скрашивается самым неожиданным образом.
В рубрике «Почти без вымысла» — «Байки старого гида» Вадима Овчинникова. Про Фиделя Кастро на Уралмаше, Ричарда Никсона в Дегтярске и многом другом.
К 300-летию Екатеринбурга приурочена краеведческая статья Сергея Беляева «Екатеринбургский музыкальный кружок: Pro et contra». В начале статьи – апология слова «кружок»: не следует ассоциировать его с чем-то несерьёзным и детским; дальше уже более подробно про за и против.
Литературная критика начинается с рецензии Михаила Хлебникова «Писатель и его биография» на книгу Светланы Шнитман-МакМиллин «Георгий Владимов: бремя рыцарства». Критик критически относится ко взгляду автора на биографию Владимова как на рыцарство. Далее Ася Володина в беседе с Шевкетом Кешфидиновым замечает: «Неблагодарное это дело решать, что останется в литературе, а что нет». «Толстяки на Урале: журнальная полка» состоит из рецензий Елены Сафроновой на публикацию Григория Аросева и Евгения Кремчукова «Святые рыбы реки Вспять. Легендарий» («Звезда»), Александра Рязанцева на повесть Катерины Кожевиной «Матти едет умирать» («Знамя») и Станислава Секретова на автобиографический роман Льва Прыгунова «Чудеса» («Звезда»). В «Иностранном отделе» читаем рецензию Сергея Сиротина «Отсутствие ненависти» на роман писателя из Танзании Абдулразака Гурна «Посмертие». Критик констатирует отсутствие ненависти у афроафриканцев к европейским колонизаторам в начале ХХ века. Их беспокоили вещи поважнее независимости.
«Волшебный фонарь» предлагает рецензию Валерия Исхакова «Шесть мушкетеров, д’Артаньян и Малачи» на сериалы «Три мушкетера» (Великобритания, 2023) и «Три мушкетера: д’Артаньян» (Франция, 2023). На самом деле говорится не о двух фильмах, а о семи. Кстати, в британском сериале д’Артаньян мало того, что дурак, так ещё и негр. (Уж не взаимосвязано ли это? Гекльберри Финн был уверен, что да.)
А вот Василий Ширяев в эссе «Язык должен умереть» (рубрика «Критика вне формата») рекламу сериалов категорически называет глупостью, предательством и одним из свидетельств того, что язык должен умереть (в том смысле, что будет вынужден).
Андрей Ильенков
Поделиться: