Октябрьский номер журнала «Урал» за этот год, как обычно, начинается с поэзии. Поэтическая часть на сей раз представлена стихами Юрия Могутина, Евгения Чигрина, Ларисы Богдановой и Виктора Смирнова.
В номере публикуется окончание романа Екатерины Дмитриевой "Пусть ищут ее корабли". Медсестра онкологической больницы передает рассказчице оставленный в отделении дневник 18-летнего пациента, студента консерватории, пианиста и начинающего композитора, заболевшего саркомой. В этом дневнике зафиксированы день за днем тревог и надежд, обследований и все новых и новых курсов лечения, между тем как пациенты клиники один за другим уходят из жизни.
Действие рассказа Александра Цыганкова "Махатма приходит с трубкой" происходит на третьем году перестройки, когда как грибы после дождя на свет полезли учителя и адепты эзотерических знаний.
В рассказе Павла Касаткина "Невеста" невеста собирается увеличить себе грудь и уже накопила деньги на операцию, а жениха посадили в египетскую тюрьму, и ему нужна такая же сумма. Как быть?
Здесь же повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "52 февраля". Может быть, многие уже успели забыть, но 2013 год вошел в историю в том числе и как "год без весны". Бесконечно тянется зима, бесконечно идет снег и засыпает города. А в засыпаемом городе прячутся от непогоды люди и рассказывают друг другу о своей первой любви.
Заканчивается публикация мемуарного повествования Владимира Турунтаева "Ностальгия по осенним дождям", воскрешающего реалии жизни и работы советских колхозов.
В разделе критики помещено интервью Риты Полянской, взятое у Олега Богаева "Двадцать лет спустя. Уральская школа драматургии". Богаев вспоминает о том, как он поступил на курс молодых драматургов, основанный Николаем Колядой, как там все было, и сколько талантливых людей прошло через этот курс.
В рубрике "Слово и культура" Юрий Казарин представляет свое эссе "Не зарывай". О том, что наука попрана, искусство утрамбовано, культура рассечена - одним словом, как страшно жить.
"Книжная полка" предлагает вниманию читателей рецензии Ларисы Сониной на сборник молодых поэтов "На достаточных основаниях", Игоря Турбанова на роман Игоря Савельева "Терешкова летит на Марс" и Юлии Подлубновой на сборник фронтовых писем Семена Климова "Лидик, милая...", изданный его сыном Борисом Климовым.
В "Черной метке" Александр Кузьменков рецензирует "Прыжок волка" Германа Садулаева - книгу о политической истории Чечни, при этом в первом же предложении признает, что берется за невыполнимую задачу. И притом, как верно замечает ниже, гуманитарии-пацифисты историю Чечни лишь пишут, а делают ее совсем другие люди.
В "Иностранном отделе" опубликована статья Сергея Сиротина "Китайский эпос". Объектом рассмотрения автора стал Мо Янь и его эпический роман "Большая грудь, широкий зад", повествующий о тяжелой жизни бедной китайской семьи. Кроме бедности, семью донимают то японские оккупанты, то гоминьдановцы, то коммунисты, и так до бесконечности.
В рубрике "Критика вне формата" - текст Василия Ширяева "Голод-2013 (Памяти Агеева)" о риторических приемах современных литературных критиков.
видеопрезентация 10.13 from Nadezhda Koltysheva on Vimeo.