Майский номер журнала "Урал" за 2013 год открывается стихами Бориса Кутенкова, а продолжается стихами же Михаила Окуня, Ильи Кукулина и Игоря Богданова.
В номере обретает завершение «Nevermore, или Мета-драматургия. Повесть о смерти и любви» Александры и Ники Созоновых, в которой группа неприкаянных молодых людей мучительно решает, каждый для себя, и каждый по-своему, банальный, но вечный вопрос - быть ли не быть. Документальная повесть Виктора Малкерова "А мы стоим здесь на задании" о том, как служилось советским солдатам и офицерам в ГДР. Служилось им, конечно, гораздо лучше, чем во всех остальных воинских частях, соединениях и объединениях Вооруженных сил СССР, но все равно жизнь медом не казалась. Герои рассказов Владимира Лорченкова "Через тернии к лунам" и "Позавтракать с Тиффани" склонны заводить и поддерживать самые экзотические знакомства - то с вечно живым первым космонавтом, то с шикарной и обольстительной красоткой. Герои рассказов Сергея Луцкого "Поселковый сумасшедший Хабургаев" и "О зеленых ангелах и заслуженном отдыхе", напротив того, простые и совершенно нормальные люди, а вот жизнь вокруг - она да, не совсем нормальная.
В "Детской" - стихи Татьяны Шапиро "До чего тяжелый сыр!" и сказки Лены Кли¬мовой "Какой огромный мир", где фигурируют кошки, хохорята, мышаки, гугуары, шумрики, кусанчики и пылесосы.
В рубрике "Без вымысла" - воспоминания Дианы Мальцевой "Наши съемные "углы" о временах Великой отечественной войны - каково жилось в глубоко тыловом городе Ташкенте простым людям.
Новости публицистики: продолжается затянувшаяся, но отнюдь не наскучившая дискуссия о национальных проблемах современной России. Ее начал Сергей Рыбаков, поддержали Андрей Коряковцев и Сергей Вискунов (поддержали дискуссию, а не мнение Рыбакова, его-то как раз похаяли). Затем в полемику включился Сергей Беляков, и в своей статье "Есть такая нация?" весьма энергично возражает двум вышеназванным оппонентам.
В критическом разделе этого номера Илья Кукулин беседует с Наталией Саннико¬вой (не путать с Натальей Санниковой!) и высказывает ряд соображений, суммирующихся в самом названии этого интервью - "Сегодня - время ускоренного развития литературы".
Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" отдельно отмечает иностранный роман "Страна вина". Его автор - Мо Янь, бывший партаппаратчик коммунистической партии Китая и действующий лауреат Нобелевской премии. В романе живописуется - как писали лет сорок тому назад в школьном учебнике - КНР на современном этапе. А действительно ли едят китайцы своих младенцев, из романа, в конечном счете, так и не понятно.
Александр Кузьменков в своей авторской рубрике "Черная Метка" написал текст "Гопота forever!" о гопоте вообще и в частности про книгу Захара Прилепина "Восьмерка" как зеркало русской гопоты, а заодно про футбол, рыбалку, Прилепина, Пугачеву, шашлыки на природе, и обо всем прочем, что обязан любить всякий чоткий пацанчик в нашей стране. (По ходу, автор ваще не чоткий пацанчик, и ничего этого не любит.)
В рубрике "Слово и культура" - эссе Юрия Казарина "Свет времени", посвященное новой книге Александра Кушнера "Вечерний свет". В "Критике вне формата" - текст Василия Ширяева "История всемирной литературы в кратком изложении (памяти "Польского батона")". Краткость изложения обусловлена тем, что, по мнению автора, всемирная литература началась в 1814 году, причем произошло это в Вене, что как бы намекает.