Седьмой номер журнала «Урал» за 2013 год открывают, по похвальному обыкновению, поэты. В данном случае это Анастасия Журавлева, Константин Комаров, Мария Кучумова и Руслан Комадей.
«Разговоры» Виталия Сероклинова — это девять коротких рассказов, в которых кто только не разговаривает — и охранник, и русская иммигрантка в США, и таксист, и подружки на девичнике, и уличный музыкант, ставший бизнесменом. Герой повести Сергея Кубрина «Континиус» — обычный старшеклассник, который прогуливает уроки, курит и выпивает с приятелями, получает первый сексуальный опыт. Но внезапно у него завязывается роман с учительницей, и они понимают, что любят друг друга. Это уже более экстраординарная ситуация, но еще полбеды. Беда впереди… В рассказе Валерия Айрапетяна «Детство» маленький герой впервые осознает явление смерти, став свидетелем убийства, другой рассказ автора — «Дорога» — о любви и пьянстве.
Драматургия номера представлена пьесой-лубком Нины Садур «Фалалей». Пьеса написана по повести Антония Погорельского «Лафертовская маковница», и в ней, соответственно, фигурируют влюбленные кавалер Улиан и барышня Маша, ее инфернальная бабушка и волшебный кот, он же — немецкий доктор Котт.
В «Детской» — сказка Станислава Востокова «Гражданин Горилла». Однако, по словам автора, сказка адресована не только детям, но и допризывникам, генералам, депутатам и конгрессменам. Горилла по имени Горилла, в отличие от своих диких сородичей, очень миролюбивое, цивилизованное, умное и более того — интеллигентное животное. Сочетание истинно джентльменского взгляда на жизнь с недюжинной физической силой позволяет Горилле сделать людьми своих сослуживцев по секретной воинской части, победить террористов и урегулировать международный конфликт на родине предков - в Африке.
В разделе краеведения — материал Раисы Гилевой «До свиданья, коммунизм. Здравствуй, безработица! К 80-летию Уралмашзавода — хроника лихих девяностых». Это подборка статей и заметок заводской газеты «РИТМ» с 1993 по 2000 год. Здесь фигурируют Ельцин, Руцкой, Чернецкий, ваучеры, задержки зарплат, первая чеченская кампания, заказное убийство и прочие прелести тех времен.
Критическую часть номера открывает статья Андрея Расторгуева «У истоков уральского текста». Статья посвящена выходу первого тома академической «Истории литературы Урала», охватывающего период с XIV по XVIII века. К 110-летию со дня рождения Беллы Дижур приурочены воспоминания о ней Ирины Сендеровой «А у меня полнеба за окном…», дружившей с ней сорок лет. Ксения Дубичева в статье «Патриотическая трагедия» пишет о постановке в Свердловском театре музкомедии «Белой гвардии», написанной Владимиром Кобекиным и Аркадием Застырцем по мотивам романа Булгакова (постановка Кирилла Стрежнева). И, по мнению автора, спектакль этот - трагедия в высшем, аристотелевском смысле. Александр Кузьменков в своей "Черной метке" весьма критически рассматривает роман Александра Терехова "Немцы". Материал озаглавлен "Кино и немцы". В "Иностранном отделе" - статья Сергея Сиротина "Ошибочный диагноз", посвященная роману "Протокол" - этот роман будущий нобелевский лауреат Жан-Мари Гюстав Леклезио написал в 23 года.
В авторской рубрике Юрия Казарина "Слово и культура" помещено эссе "Она летела". Она действительно летела - шляпа, граната, ласточка-береговушка и планета Земля навстречу челябинскому астероиду, хотя в последнем случае как раз наоборот.
Василий Ширяев в своей рубрике "Критика вне формата" организует круглый стол по книге Сергея Белякова "Гумилев сын Гумилева", где призывает мазать пассионарность на хлеб.
презентация 7.13.нью from Nadezhda Koltysheva on Vimeo.