Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
top-right

11-й номер "Урала" год выходит в ноябре 2017 года, то есть спустя век после октября 1917-го. К этому событию приурочена публикация "100 лет революции", вполне публицистическая и достаточно полемическая. В статье Валентина Лукьянина "Ногой в прогнившую дверь. Роль самодержавия в подготовке Великой российской революции" вначале рассматривается роль в этой истории Николая Второго, но далее автор смотрит на вещи шире и негативно оценивает русское самодержавие как таковое. Олегу Глаголеву, по его словам, хочется опровергнуть почти каждое слово статьи Лукьянина, и он в своём ответе "Ты виноват уж тем..." говорит о русской катастрофе 1917 года (отказываясь называть это революцией) как об адском действе. В дискуссию включается Андрей Коряковцев, и в статье "Царский путь в революцию" доказывает, что как раз дискуссии-то и не получилось, потому что один говорит про Фому (форма правления), а другой про Ерёму (адский сатана), а говорить нужно про совсем третье. Сергей Беляков выступает "Против любых революций", констатируя, в частности, то, что в результате обсуждаемого события проиграли все социальные группы тогдашней России, включая и самих революционеров.
С темой русской революции и её долгоиграющих последствий отчасти связан и роман Валерия Петкова "Оккупанты". Казалось бы, всё описываемое - совершенно заурядный быт пенсионера и его родных и знакомых. Вкуснейшие трапезы с умеренными возлияниями, банька, прогулки и поездки, долгие воспоминания и размышления, болезни, и всё такое. Однако дело происходит в современной Латвии, а пенсионер - русский ветеран-фронтовик, что придаёт всему повествованию специфический колорит. Впрочем, это только начало, а продолжение следует в другом номере. В рассказе Елены Бердниковой "Милость" дело происходит главным образом на зоне. Причём на женской. Но этим содержание отнюдь не исчерпывается. Два рассказа Вячеслава Петухова называются "Говноеды" и "Лучшая собака в мире". Второй действительно о собаке, а первый - да уж, чего только не бывает в жизни! В рассказе Павла Карякина "Мастер чайной церемонии" фигурируют самураи начала позапрошлого века. Два самурая готовятся к поединку, совершают тамэсагири, но один не способен даже на сэппуку.
В разделе "Без вымысла" - "Письма к брату" Екатерины Мурзиной. Это реальные письма, написанные в 1987-1988 гг., в которых она вспоминает подробности раскулачивания и высылки их семьи во времена коренного перелома и головокружения от успехов. Как они там жили и работали. Работали хорошо, жили плохо.
Краеведение в номере представлено статьёй Владислава Семёнова "Гигантомания. Из истории российского камнерезного дела". О том, что на Урале развито камнерезное дело, знают, кажется, все. Но о том, что здесь была сделана яшмовая Царица ваз - самая большая в истории человечества - не все. Ну, и много прочих любопытных фактов.
Владимир Губайловский в восемнадцатом "Письме к учёному соседу", озаглавленном "Стивен Хокинг и свобода воли", поначалу рассуждает об отношении математики к другим областям человеческого знания: насколько математические модели подходят для описания тех или иных явлений и существований. Оказывается - иногда почти идеально, иногда никак. Так научные знания ведут к постановке философских вопросов.
Отдел критики открывается "Книжной полкой", где Станислав Секретов рецензирует прозаический сборник Марии Галиной "Не оглядываясь", Александр Зернов - книгу Андрея Степанова "Бес искусства: "Невероятная история одного арт-проекта", а Наталья Мамлина - книгу стихов Константина Комарова "Невесёлая личность". "Чёрная метка" Александра Кузьменкова вручается Алексею Слаповскому за роман ("роман века"!) "Неизвестность". Критик удручён не столько исторической недостоверностью этого якобы исторического произведения, сколько его поражающей банальностью во всех отношениях. Сергей Сиротин рецензирует в "Иностранном отделе" новую книгу итальянского журналиста Роберто Савьяно "Ноль Ноль Ноль". Как правило, критик представляет читателям новинки иностранной художественной литературы, но в данном случае речь идёт о книге вполне документальной, посвящённой наркомафии разных стран. Называются истинные имена, и поэтому автору сейчас приходится жить под охраной. Сиротин считает авторскую позицию в полном смысле героической.
Юрий Казарин в рубрике "Слово и культура" выступает автором текста "Смерть улыбнётся". Как всегда, Казарин пишет сразу обо всём, но в этот раз больше сквозь призму волка. Разных волков. О поэзии, конечно, автор тоже не забывает.
Кстати, о поэзии. Она представлена в номере стихами Натальи Поляковой, Дениса Каменщикова, Елены Зейферт, Михаила Окуня и Анастасии Ваулиной.

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.