Майский номер журнала "Урал" за 2017 год выходит в мае 2017 года.
Сам по себе номер открывается стихами Виталия Кальпиди. Далее представлены стихи Дмитрия Шкарина, Олеси Савостовой, Ольги Фадеевой и Артёма Носкова.
А вот проза жизни (и номера) начинается с начала детективного романа Константина Бушуева "Садовод", окончание которого следует через месяц. В одном большом городе появляется маньяк-убийца. Или маньячка, пока не очень понятно. И ладно, если бы непонятно было только непроницательному читателю, но ведь и героям романа непонятно, а они почти все профессионалы, то есть сотрудники соответствующих органов и примкнувших к ним государственных структур. А число трупов, версий и подозреваемых всё множится... Рассказы Павла Пономарёва "Волшебство приходит", "Окно напротив" и "Мышиные песни" объединены темой "найти своё место в современном мире". А точнее - не найти. По самым разным причинам. Иногда причиной становится состояние здоровья, иногда - состояние души, и результаты тоже разные, но всегда невесёлые. Повесть Марии Головниной "Синее" касается множества проблем - как очень общих (семья, дружба и любовь, дочки-матери, искусство), так и частных (что будет, если на уже проданной картине молодого художника нарисовать писающую собачку). В рассказе Марины Кудимовой "Юк" девочка Ляля постигает основы бытия. К слову сказать, "юк" для Ляли - это звук умирания. Играла она, конечно, не только в "юк" с последующим воскрешением, но и в войну, и во всевозможные другие игры. Время действия - 1953 год. В общем, много быта и ничуть не меньше метафизики. Рассказ Ольги Покровской "Больной мальчик", несмотря на своё жалостливое название, вовсе не сводится к пробуждению лирой добрых чувств к падшим (хотя это тоже есть), но ещё и отправляет читателя в глубины паранормальных событий. Борис Бужор в своих рассказах "Саныч" и "Памятник Магеллану" повествует о нелёгких буднях обычных сотрудников МВД и обычных подростков, и уже о совершенно преужасных буднях Магеллана и его спутников в ходе известного многолетнего мореплавания.
В "Детской" юный или пусть даже престарелый читатель обнаружит стихи Елены Мамонтовой "Подстолье" и прозу Сергея Махотина (рассказы "Время уходит" и "Дима продолжает говорить"), не менее известного, впрочем, и как поэта.
Краеведение нашего края пополнилось статьёй Владимира Филатова "Символ российского богатства". Это малахит, в нынешнее время действительно символ, а когда-то - вполне реальное российское богатство, причём поражающее своими количествами бедных (по словам француза де Валона) европейцев. Однако автор статьи, доктор геолого-минералогических наук, полагает, что искать малахит надо и сейчас, ведь "Бог не без милости, а горняк не без счастья".
К публицистике отнесено шестнадцатое "письмо к учёному соседу" Владимира Губайловского "Мозг ребёнка". Он предлагает представить мозг как средневековый город и объясняет, чем различаются детский и взрослый "города". В рубрике "Глас вопиющего" помещён материал Юрия Конькова "Екатеринбург заминирован". И не какими-нибудь там противопехотными или противотанковыми минами, а, по мнению автора, ядерным фугасом. Прилагается список литературы по затронутой теме.
Отдел критики открывается статьёй Алексея Коровашко "Книговерфь", в которой, рассматривая новый роман Алексея Иванова "Тобол", автор обнаруживает в нём и элементы футуристической зауми, и своеобразное "художественное скопидомство", и кинематографическую природу, и главную метафору. А в целом одобряет. Виталий Кальпиди на этот раз не ограничился стихами, но также дал развёрнутое интервью Марине Волковой с жизнеутверждающим названием "Если можешь не писать - пиши!" Движение "Толстяки на Урале" может проявляться в разных формах, как во внелитературных (встречи, доклады, конференции, экскурсии, концерты), так и в собственно литературных - в частности, на "Журнальной полке", где рецензируются публикации в толстых литературных журналах. В этом номере Станислав Секретов пишет о повести Александра Иличевского "Узкое небо, широкая река" ("Знамя"), Елена Сафронова - о повести Ильи Бояшова "Книга "Джунглей". Фотография времени" ("Октябрь"), а Константин Богомолов о пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» («Новый мир»). В "Чёрной метке" Александр Кузьменков критикует роман Михаила Гиголашвили "Тайный год". Критика называется "Наш ответ Голливуду", и главная претензия к автору исторического романа проста - историческая недостоверность, как в Голливуде. Но мы сообщили кратко и сдержанно, а Кузьменков - от всей души. "Иностранный отдел" Сергея Сиротина посвящён роману "Мальчики для девочек, девочки для мальчиков" Уильяма Сарояна, армянского американского писателя и драматурга. Вроде бы, говорится о людях вполне себе заурядных - стареющем писателе, его меркантильной супруге и её приятелях - полузабытых актёрах. А глядишь - речь идёт о самом Сарояне и Чарли Чаплине.
Эссе Юрия Казарина в рубрике"Слово и культура" "Временем не превозмочь. Александр Кушнер в Екатеринбурге" действительно говорит о недавнем посещении Александром Кушнером нашего города, но гораздо больше - о его стихах, о поэзии вообще и о жизни вообще.
Андрей Ильенков
Поделиться: