Новый 2017 год у нас начинается с выхода первого номера журнала "Урал". Сам же номер начинается со стихов Елены Чарник, а далее можно прочитать стихи Олега Мошникова, Елены Дуреко, Ильи Семененко-Басина и Ирины Машинской.
Прозаическую часть номера открывает Дмитрий Подборонов своей повестью "И пришёл ангел". Начало весьма праздничное, хотя и происходит на зоне, но героя-то, наоборот, освобождают. Далее следуют некоторые реалии "лихих девяностых" и аспекты личной жизни героя до и после отсидки, но радует, что чудеса в той или иной форме всё же случаются. В небольшом, в общем-то, рассказе Романа Сенчина "Дедушка", события которого имеют место в 1934 году, когда состоялся первый Всесоюзный съезд писателей, самих событий немного, зато упомянутый Дедушка много говорит. И поскольку он говорит уже перед смертью, стесняться ему нечего и некого. Речь главным образом о литературе и литераторах, причём достаётся многим до сих пор культовым писателям, а также говорится о вырождении, традиционных и наоборот ценностях, и о Боге. Героиня повести Яны Жемойтелите "Смотри: прилетели ласточки" - девушка Наденька с филологическим образованием, начинающая писательница. Она выходит замуж за другого, гораздо более старшего и матёрого писателя, но в браке не особенно счастлива, ибо муж оказался проблемным. Но в самом конечном счёте, вроде бы, она была таки счастлива. В рассказе Валерия Бочкова "Игра в снежки" играют в снежки. Казалось бы, забава невинная и безобидная, ан нет. Что в России в былые годы, что в Америке в примерно наше время за это судьба прямо-таки отрывает руки. Рассказ Владимира Шпакова "В табор на тандеме" радует тем, что его название прямо отражает содержание. Табор - это не в переносном смысле, а реальный цыганский табор, а тандем - это не Путин и Медведев, а такой специальный двухместный велосипед.
В рубрике "Детская" сказка Станислава Востокова "Горилла Серёжа". Горилла Серёжа там действительно есть, причём в качестве экскурсовода в музее детского писателя. Ну это такая горилла - мыслящая и говорящая, и даже в очках. Вообще же сказка состоит из трёх частей - "Музей", "Сказка" и "Книга", и стиль каждой соответствует её названию. А в детской подрубрике "Детская книжная полка" помещены рецензии Елены Ленковской на новую книгу Эдуарда Веркина "Пролог", сборник сказок Артура Гиваргизова "В честь короля" и роман Ирины Богатырёвой "Кадын".
В рубрике "Без вымысла" опубликованы главы из книги Павла Нерлера "Детство Осипа Мандельштама: Петербург и окрестности". Сама книга готовится к изданию и осветит не только детство поэта. А в созвучной рубрике "Почти без вымысла" - "Здесь пил Диего" Бориса Телкова. Впрочем, как сознаётся в предисловии автор, Диего тут больше для красоты, а речь идёт обо всём, что увидел и запомнил или подумал автор - называть ли это эссе или выдержками из записной книжки писателя.
Краеведческая статья Вячеслава Запольских "Две улицы" - о многих событиях в истории Перми. Здесь и визит Александра Первого, и ссылка Сперанского, здесь и пермский купец-химик Тупицын, энтузиазмом которого в России возникло производство отечественного фосфора, и многое другое.
Отдел критики открывается статьёй Андрея Арьева "О Боге и боли" посвящённой поэзии Сергея Стратановского. "Книжная полка" представлена рецензиями Елены Сафроновой на сборник Бориса Акунина "Нечеховская интеллигенция. Короткие истории о всяком разном", Станислава Секретова на роман Олега Зайончковского "Тимошина проза" и Ларисы Сониной на сборник мини-новелл Сергея Сумина "Письмена листвы (гербарий для посвящённых)". Александр Кузьменков в рубрике "Чёрная метка" пишет о романе Петра Алешковского "Крепость", а заодно о премии "Русский букер", которой этот роман был удостоен. А именно: "...неизменна традиция назначать лауреатом если не худшего, то скучнейшего из финалистов". Сергей Сиротин в "Иностранном отделе", в общем-то, хвалит роман "Скромный герой", замечая, впрочем, что это далеко не жемчужина мировой литературы, хотя его автор - нобелевский лауреат, перуанский писатель Марио Варгас Льоса.
"Жертвенность и самосуд" Юрия Казарина в рубрике "Слово и культура" - об оппозиции света и тьмы, а также Божественного (поэзия) и социального (популярное стихотворчество).
Андрей Ильенков