Февральский номер журнала "Урал" за 2017 год открывается стихами Андрея Танцырева (речь о них пойдёт также на "Книжной полке", далее следует читать стихи Алексея Дьячкова, Еганы Джаббаровой, Феликса Чечика и Игоря Муханова (правда, у него уже "Стихотворения в прозе").
Повесть Владимира Каржавина "Дважды генерал и Чешская мафия" основана на реальных исторических событиях. Главному герою повести довелось поучаствовать в Первой мировой и гражданской войне, стать одним из создателей армии Чехословакии и командующим Пражским военным округом. Осенью 1938 года у него была возможность арестовать президента Чехословакии Бенеша и возглавить сопротивление Германии, однако эту возможность он упустил. Умер он в СССР, в лагерном лазарете уже после войны. Рассказы Ольги Батлер "Ладушки" и "Асгарэль" отличаются разной степенью причудливости сюжетов. Если в первом японский бизнесмен волей судьбы оказывается на койке в коридоре районной больницы в глухой российской провинции, то во втором происходят чудеса того пуще, в духе "перепишем прошлое". Фантастическая повесть-притча Алексея Честнейшина "Семь последних дней" посвящена одной из популярнейших тем, волнующих человечество, причём не только здесь и сейчас, но везде и на протяжении многих тысячелетий. Эта тема, конечно же, конец света. Одна из возможных моделей апокалипсиса и разрабатывается в этой повести. Однако автора интересует не столько причина катастрофы (хотя всё это тоже описывается), сколько сам процесс. Как поживают немногие ещё оставшиеся на Земле люди, каково им понимать, что они тоже обречены, особенности апокалипсического быта и человеческих взаимоотношений. В рассказе Марата Галимова "Угонщик" действительно происходит угон, и ладно бы автомобиля, а то самолёта. И это не какой-нибудь захват самолёта террористами в полёте; нет, юный злоумышленник просто залез в пустой самолёт и улетел с аэродрома, потом, налетавшись, с большим трудом самолёт посадил. Угонщика, впрочем, тоже посадили: время было советское, строгое. Но, как и его коллега Деточкин, герой виноат, но он не виноват, несмотря на решение суда. Действие рассказа Дмитрия Капина "Девять с половиной часов" происходит на протяжении указанного отрезка времени, но более ни о чём не говорит это название, а ведь там целая история влюблённости, правда влюблённость эта неявная и совершенно особенного рода.
Драматургия представлена пьесой Романа Дымшакова "Паразиты". Действующие лица пьесы - вроде бы люди, но в то же время и паразиты. Не просто, как говорят, офисный планктон, а прямо-таки паразиты: Лейшман, Плазмодий, Клостридия Перфрингенс и прочая подобная гадость.
В рубрике "Без вымысла" - фрагменты из книги воспоминаний Алексея Лоскутова "От сумы до тюрьмы..." Деревенское детство, раскулачивание, война, мобилизация для работы на заводе, побег с завода, арест, лагеря - одним словом, обыкновенная история.
Краеведческий раздел номера продолжет публикацию материалов из архива газеты "Уральский рабочий". В данном случае это "Уральский дневник Лили Брик" Юлии Матафоновой. Лиля Брик жила с мужем (В.М. Примаковым) в Свердловске в 1930-32 гг. При этом она писала Осипу Брику письма, в которых в том числе много и о нашем городе.
Продолжается переписка Владимира Губайловского с учёным соседом. В этом номере помещено "Письмо 15. Живём ли мы в Матрице". Вопрос может показаться надуманным, однако философ Ник Бостром всерьёз утверждает, что мы живём в компьютерной симуляции и являемся персонажами компьютерной игры. Эта гипотеза и рассматривается в письме с разных сторон.
Отдел критики открывается статьёй Антона Чёрного "Трилогия критика Фаустова" о творчестве известного вологодского критика, изобретателя и мыслителя Сергея Фаустова. В рубрике "Толстяки на Урале: журнальная полка" рецензируются журнальные публикации 2016 года. Станислав Секретов пишет о повестях Александра Стесина "Квинс" и "Птицы жизни" ("Октябрь" и "Знамя"), Владислав Толстов о романе Александра Мелихова "Свидание с Квазимодо" ("Нева"), а Юлия Подлубнова о повести Алексея Слаповского "Неизвестность. Старый дневник" ("Знамя"). "Книжная полка", соответственно, составлена из рецензий на новые книги: Романа Сенчина на сборник Александра Гарроса "Непереводимая игра слов", Дмитрия Харитонова на книгу Анны Матвеевой "Лолотта и другие парижские истории" и Алексея Маркина на книгу Андрея Танцырева "Интонации скорби и пение. Первая книга лирики (1973-1976)".
"Чёрная метка" Александра Кузьменкова достаётся Анне Козловой за её роман "F 20". В романе говорится о нелёгкой жизни душевнобольных, впрочем, по мнению профессиональных психиатров, с клинической точки зрения неправдоподобно, о художественных же достоинствах романа говорить излишне.
В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин пишет о романе каталонского писателя Жауме Кабре "Я исповедуюсь", центральная тема которого - покаяние и попытка искупления смертного греха.
В рубрике "Слово и культура" помещено эссе Юрия Казарина "Седьмая - Майя. Поэт Майя Никулина". Седьмая, потому что Майя - седьмая звезда в созвездии Плеяд. Кстати, у Майи Никулиной юбилей, с чем её и поздравляет редакция журнала.
Андрей Ильенков