Вышел в свет июньский номер журнала "Урал" за 2017 год. Он открывается стихами Алесандра Кушнера. Поэзию номера представляют также Юрий Казарин, Евгения Изварина, Юлия Кокошко и Егор Фетисов.
Повесть Бориса Ветрова "Приключения "чебурашки" (имеется в виду широко известная в своё время модель стеклянной бутылки) показывает, какие возможности для сюжетосложения даёт былая практика сбора и сдачи пустых бутылок. "Чебурашку" моют, наполняют лимонадом, её покупают, распивают и снова сдают. Моют, наполняют пивом, в следующий раз водкой и так много-много раз. "Чебурашка" - не сказочная, она не думает и не разговаривает. А вот люди - мойщицы посуды, алкоголики, студенты, уголовники, дети, пенсионеры и все-все-все, вертящиеся вокруг как бы вечной и бессмертной бутылки - думают, разговаривают, одним словом, живут, и по количеству персонажей эта небольшая повесть может затмить иной огромный роман. Рассказ Елены Ханен "В оранжевом платье на бульваре Круазетт" при желании можно рассматривать как своего рода приквел известного фильма "Матрица". Так вот - на самом деле создатель зловещей Матрицы был очень добрым и сердечным человеком. Тема другого её рассказа - "Междусобойчик" - языковой барьер внутри отдельно взятой семьи. В номере публикуется окончание детективного романа Константина Бушуева "Садовод". Напомним: в одном большом городе появляется маньяк-убийца. Число трупов, версий и подозреваемых всё множится. Расследование идёт полным ходом, а финал гарантируется совершенно неожиданный. Рассказ Дарьи Лебедевой "Корни старых яблонь", несмотря на вполне бытовой сюжет - жизнь и смерть представителей нескольких поколений одной семьи - оставляет ощущение если даже реализма, то скорее магического. Действие рассказа Натальи Рубановой "Гамаль: город-синкопа" происходит на отдыхе в Египте. Два рассказа Анатолия Михеева - "Жажда" и "Психологическое оружие" объединены темой неуместности глупых шуток. Особенно в действующей армии. Особенно, если это Советская Армия в ГДР. Слава Богу, что в обоих случаях всё закончилось благополучно и анекдотично, а могло сложиться и по-другому.
В "Детской" помещены стихотворения и рассказы Елены Липатовой. И что характерно, а точнее, наоборот, не очень характерно для детских писателей - рассказы короче, чем стихотворения.
Драматургия в номере - пьеса Ярослава Пулинович "Тот самый день". Несмотря на то, что пьеса всего в одном действии, героев и событий в ней хватило бы на все три. У главной героини небольшая с точки зрения вечности, но лично для неё серьёзная проблема. Решить её, на первый взгляд, очень легко. А на практике - не очень.
Беседа Анны Матвеевой с Романом Сенчиным названа "Время, когда писатели стремились в Москву, прошло". В ней писатель говорит, почему прошло это время, и почему он уехал из Москвы в Екатеринбург.
В рубрике "Без вымысла" - воспоминания Владимира Дудина с громким названием "Наш ХХ век. Семейная хроника". И семейная хроника здесь в самом деле имеет место, однако гораздо интереснее личные детские воспоминания автора: жизнь в Пермском крае, затем в Гатчине и Ленинграде в 1930-е годы. Кстати, он даже учился в одной школе с Путиным, но самого Путина не видел, потому что тот ещё не родился.
К разделу краеведения отнесен материал Надежды Капитоновой "Мне пять лет, и я в валенках плаваю..." Юнна Мориц в Челябинске", несмотря на то, что собственно краеведческая составляющая здесь уступает биографической - много о семье Юнны Мориц, которой в июне этого года исполняется 80 лет, много цитируется её стихов и прозы.
Критическая часть номера представлена двумя полками - книжной и журнальной. "Книжная полка" - это рецензии Владислава Толстова сразу на три книги Сухбата Афлатуни ("Дикий пляж", "Муравьиный царь" и "Дождь в разрезе"), Александра Котюсова на роман Натальи Ключаревой "Счастье" и Ларисы Сониной на сборник Максима Калинина "Медленная луна: Третья книга стихов". Соответственно, "Толстяки на Урале: Журнальная полка" экспонирует журнальные публикации: Елена Сафронова пишет о повести Григория Аросева "Северный Берлин" ("Новый мир"), Борис Кутенков о романе Бориса Клетинича "Моё частное бессмертие" ("Волга"), а Станислав Секретов о подборке "Новые имена" - традиционная для "Октября" практика посвящать часть декабрьского номера творчеству начинающих, в данном случае Дмитрия Воронина, Марии Шурыгиной, Игоря Пузырёва и Владислава Городецкого. В рубрике "Чёрная метка" Александр Кузьменков пишет о романе Дмитрия Новикова "Голомяное пламя" и решительно осуждает его за следование почвенническим клише и трафаретам. Также упоминаются Клюев, Есенин, Бажов, Белов, Абрамов, Распутин и другие известные писатели. В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин представляет последний роман умершего в 2015 году американского писателя Эдгара Доктороу "Мозг Эндрю". Главный герой романа - учёный-когнитивист, который, по словам Сиротина, глядит на себя глазами своего мозга. Звучит странно, поэтому рекомендуем прочесть как минимум данный материал, а лучше сам роман.
Эссе Юрия Казарина "Эхо тишины" помещено в рубрике "Слово и культура". На примере стихотворений многих известных поэтов разных эпох - от Золотого века до ныне здравствующих - автор показывает разницу между тишиной и нетишиной, каковая разница, по его мнению, состоит в том, что тишина - это поэзия, язык, а нетишина - речь.
Андрей Ильенков
Поделиться: