top-right

Мартовский номер журнала "Урал" за 2017 год открывается романом Елены Чарник "Хор". Множество его персонажей – мужчины, женщины, статуя коня, облако, похожее на рояль, и другие – медленно, но верно движутся по своим извилистым сюжетным линиям, а о том, к чему они приходят, говорить преждевременно, так как в настоящем номере читателям предложено только начало романа. "Рассказ с названием «The exam» и таким же простым содержанием" Кирилла Курбатова, по уверению автора, более чем на девяносто девять процентов состоит из событий, которые имели место быть. Тем не менее в нём преподаватель на экзамене по ядерной физике читает переписку Достоевского с Ахматовой и рассуждает о связи романа "Игрок" с рэпом. Действие повести Катерины Ермолаевой "Зори бесслёзные" происходит в деревне, и повесть вполне может быть отнесена к так называемой деревенской прозе. Главная героиня – молодая сельская учительница, и ведёт она обычную жизнь сельской учительницы – ведёт уроки, проверяет тетрадки, возится с неблагополучными детьми местных пьяниц, управляется со своим деревенским домом и хозяйством. Кроме того, у неё нет одной руки и непростая личная жизнь. В рассказе Екатерины Чёткиной "Дурман" присутствует дурман, самый традиционный в нашей стране – алкоголь. А может быть, самый распространённый – это всё же любовь, которая слепа, и тоже имеет здесь место. Но и без алкоголя дело не обходится. Рассказ Вячеслава Томилова "Ножницы" посвящён нелёгкой жизни одного курьера, сущего социопата. А нетрадиционное использование ножниц помогает ему выживать в этом суровом мире. Но помогает тоже не очень эффективно. Герои рассказа Елены Здорик "Омут" сталкиваются с проблемой клептомании. По мнению очень многих специалистов, проблема эта вполне надуманная, и такой болезни в природе не существует. Однако автор не специалист, а литератор, и потому совершенно вправе пофантазировать, какие трудности могут возникнуть у клептоманов. Которые во всём остальном остаются прекраснейшими людьми. А трудности у них возникают самые серьёзные и даже судьбоносные.
Поэзия номера представлена стихами Константина Кравцова, Михаила Окуня, Ирины Кузнецовой и Алексея Порвина.
В "Детской" повесть Ольги Колпаковой "Полынная ёлка", герои которой - спецпереселенцы времён войны, часть которых - дети, причём все немцы, за что и сосланы. От имени одной из девочек и ведётся повествование о довольно мрачных событиях.
Драматургическая часть номера представлена пьесой Марата Мухлисова "Поселок". Начинающий писатель приезжает в небольшой посёлок, населённый несколько чудаковатыми людьми. Они все сразу полюбили его, за исключением одного-единственного кровельщика. Но одного оказалось достаточно, чтобы всё завертелась.
В рубрике "Без вымысла" – фрагменты воспоминаний Феклы Андреевой "Море людское в капле судьбы". Парадоксы истории, когда девушка из раскулаченной семьи становится учительницей, а затем и директором сельской школы, при этом не имея права на свободное передвижение по стране. А получив такое право, делает успешную научную карьеру. Материал подготовлен Валентином Лукьяниным.
Краеведческая статья Сергея Беляева "Когда картины были живыми" посвящена обозначенному в названии времени. Время это началось ещё на рубеже 20-30-х годов XIX века, а закончилось последними представлениями живых картин в 1917–1918 годах. В искусстве наступившей советской эпохи этому жанру места не нашлось, поэтому многие даже не имеют понятия о том, что это за жанр. Но можно узнать из этой публикации.
Критический отдел номера представлен двумя полками: книжной и журнальной. На первой, соответственно, рецензируются книжные новинки, на второй же, в рамках движения "Толстяки на Урале", публикации в толстых литературных журналах. На журнальной полке Елена Сафронова пишет о повести Владимира Березина "Виртуальность" («Новый мир»); Владислав Толстов – о романе Вячеслава Рыбакова "На мохнатой спине" («Нева»), а Константин Богомолов - о подборке материалов "Министр, зайцы, мемы, или Как создаются и чем держатся научные сообщества" («Новое литературное обозрение»). На книжной полке Андрей Расторгуев рецензирует книгу "Екатеринбург литературный: энциклопедический словарь", Андрей Пермяков – стихотворный сборник Арсения Ли "Сад земных наслаждений", а Юлия Подлубнова – книгу Сергея Соловьева "Ее имена".
В "Черной метке" Александр Кузьменков выражает своё отношение к "Поклонению волхвов" Сухбата Афлатуни. Отношение это выражено в весьма специфической форме – фрагменты апокрифа – и названо "Поклонение читателей".
В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин пишет о романе Кадзуо Исигуро (британского писателя японского происхождения, лауреата Букеровской премии) "Погребенный великан". По жанру "Погребенный великан" формально может быть отнесён к фэнтези – дело происходит в Англии времён короля Артура, и, кроме сражающихся рыцарей, изобилует невиданными зверьми и магическими событиями. Однако тематика и проблематика романа значительно серьёзнее привычных для этого жанра.
В рубрику "Слово и культура" поместилось эссе Юрия Казарина "Семь Заболоцких". Сам Николай Заболоцкий был, конечно, один. Но это только по паспорту. Если же посмотреть на все этапы его творчества и судьбы (в том числе и этапы в узкоспециальном смысле), то перед нами возникают разные ипостаси одного человека. В частности, автор описывает семь.
Андрей Ильенков


Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Министерство культуры Свердловской области
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.
top-banner
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!