"Урал" поздравляет всех своих читателей, авторов и сотрудников с Новым годом, а также и с 60-летним юбилеем журнала, который, однако, уходить на пенсию отнюдь не собирается.
Яна Жемойтелите в романе "TUSKA" (что по-русски означает отчасти "боль", а отчасти, да, "тоска") показывает обычную жизнь обычной женщины. Что само по себе подразумевает и жизнь, и любовь, и смерть, и всё это в романе есть. Даже независимо от прочих культурно-исторических обстоятельств, а они также имеются в изобилии. Герой рассказа Руслана Серазетдинова "То, что нужно" долго раздумывает над тем, не покончить ли ему с собой. Однако получается покончить с другими людьми. Рассказ Валерия Козлова "Огненная деревня староверов" от лица вполне таёжного человека, а происходит в нём неведомая удивительная история, хотя, много времени проводя в лесах и на горах, мало чему уже удивляешься. Кто только в последние годы не насмехался над представителями так называемого "офисного планктона"! Вот, казалось бы, и Сергей Косов в своём рассказе "Революция" начинает с этого, но потом всем становится не до смеха. Рассказы Родиона Вереска "Снежки" и "Паук", несмотря на названия, вовсе не про метеорологию или насекомых, а про людей.
"Детская" на сей раз открывается пьесой Артура Гиваргизова "Вопрос номер двадцать пять". В пьесе действуют люди, животные, птицы, а также люди, переодетые в животных и пресмыкающихся. А закрывается "Детская" поэтической подборкой Сергея Махотина "Знаю сам. Стихи для детей". Хотя некоторые из них было бы небесполезно прочесть и взрослым.
А также взрослым небесполезно прочесть новые стихи Олега Дозморова, Александра Койнова, Алексея Порвина, Семёна Заславского и Андрея Таврова.
В рубрике "Без вымысла" помещён текст Вячеслава Архангельского "Невыдуманные истории о деньгах и животных". О животных написано очень много, о деньгах несколько меньше, но и те, и другие сопровождают нас всю жизнь.
Краеведческая статья Юлии Подлубновой "Какое счастье объехать всю Россию..." Уральские гастроли Константина Бальмонта" повествует о том, как поначалу Бальмонт объехал почти весь мир, а уже после этого - почти весь Урал. Юлия Матафонова, черпая информацию из архивов газеты "Уральский рабочий", выступает автором статьи "Павел Бажов: совсем непростая жизнь"; там и про Бажова, и про его семью, и про семью Гайдара от Аркадия до Егора включительно.
В отделе критики - статья Романа Сенчина "Литературный портрет в исполнении критика-криминалиста". Это своего рода полемический ответ на публикацию в предыдущем номере ("Технология успеха и технология романа" Галины Акбулатовой). В обеих статьях речь идёт о явлении хотя и окололитературном, но весьма важном - о литературном движении.
"Книжная полка", по обыкновению, представляет собой совокупность книжных рецензий, а именно: Анны Аликевич на сборник воспоминаний "Революция глазами современников", Бориса Кутенкова на книгу Натальи Ивановой "Такова литературная жизнь: Роман-комментарий с ненаучными приложениями", Григория Тарасова на коллективную монографию "Весь мир театр? Весь мир - литература! Б. Акунин глазами заинтересованных читателей", Виктории Сайфутдиновой на роман Платона Беседина "Дети декабря" и Ларисы Сониной на роман Бориса Бартфельда "Возвращение на Голгофу".
В "Чёрной метке" критик Александр Кузьменков всех критикуемых оценивает по однобалльной шкале: "плохо". Но всегда он аргументирует своё мнение по-разному. На сей раз все узнают, чем именно плох новый роман Дмитрия Быкова "Июнь".
"Иностранный отдел" Сергея Сиротина посвящён роману корейской писательницы Пак Вансо "Действительно ли была та гора?" о корейской войне 1950-1953 гг. Главная героиня романа, молодая жительница Сеула, переживает сначала северокорейскую, а затем американскую оккупацию, и убеждается, что в любой войне, а особенно гражданской, обычно все стороны одинаково хороши, или, точнее, одинаково плохи. А страдают простые люди.
В рубрике "Слово и культура" - текст Юрия Казарина "И я заплакал у костра...", действие которого физически происходит в Приполярье и на Среднем Урале, а метафизически - в поэзии.
Андрей Ильенков
Поделиться: