Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
top-right

Появился на свет апрельский номер журнала "Урал" за 2018 год - как и три предыдущих, юбилейный.
Начнём с прозы жизни. "Почти документальная история" Сергея Яковлева "Олигархический транзит" начинается как классическая книга о морских приключениях. Всё, присущее этому жанру, имеется - и шторма, и захват судна пиратами, и плен, и освобождение, и любовь. Но в отличие от обычных морских приключений, где, как правило, всем понятно, кто и почему действует, тут всё непонятно, все друг друга подозревают. Творится чёрт знает что, а власти скрывают. Странноватые персонажи рассказа Дениса Липатова "Восьмая линия" (шахматисты часто странноваты) находятся в Берлине на международном шахматном турнире, и одновременно - в длинных руках НКВД. Дальше разворачивается захватывающая партия. Повесть Николая Лентина "У кота была собака" начинается с того, что в одной семье повесился на люстре кот. А может быть, его повесили? Расследовать это запутанное дело поручено следователю Котову. Второй кот повесился в Третьяковской галерее. Третий - в элитном пенхаусе. В общем, ни дня без трупа, и, как заметил, один из участников следственной группы, хорошо, что у президента собака. За дело берётся ФСБ. Дальше - больше. В маленькой повести Сергея Катукова "Семь бабочек Киамоту" семь странников на велосипедах выезжают на природу, и, сидя на красивом холме, слушают старинную историю, которую поведал один из них. Эта история случилась в те незапамятные времена, когда в офисах царил дрессирующий дресс-код, и как выживал в тех условиях тишайший сотрудник Петечка - вот в чём вопрос. Герои рассказов Ильи Исаева "Скромница", "Мама и доча" и "Осколок снаряда" - разные люди: скромные и вздорные, умные и наоборот, но важно, что все они, в общем-то, хорошие люди.
В "Детской" опубликованы почему-то "Недетские сказки" Алексея Лисаченко. Может быть, и не детские, но это и не сказки для взрослых. Просто сказки, так сказать, общечеловеческие, весёлые, волшебные.
В рубрике "Без вымысла" - "Vita memoriae" Галины Красуцкой, где действительно воспоминания о жизни, о деревенском детстве, иногда печальные, но более сентиментально-ностальгические.
В краеведческой статье Алексея Карфидова "Наилучший проводник знаний в среду народа..." Деятельность районных музеев наглядных пособий в Екатеринбургском уезде в начале ХХ века" более развёрнуто описано то, что вкратце обозначено в подзаголовке. Впечатляет список наглядных пособий для районных музеев 1911 года, где среди прочего есть и Лейденская банка (50 к.), и компас (1 р.), и наглядные пособия при изучении церковного богослужения изд. Сытина (1 р. 50 к.), и микроскоп (30 р.), и четыре времени года (цена не указана).
Как обычно, в разделе публицистики помещены "Письма к учёному соседу. Письмо двадцатое. Эпизодическая память и звёздное небо" Владимира Губайловского. Хотя это не совсем публицистика, скорее чисто просветительские тексты, притом не всегда лёгкие для понимания людям с гуманитарным складом ума. Что как раз и радует.
Отдел критики в номере представлен рубрикой "Толстяки на Урале: журнальная полка" (литературно-критическая составляющая движения "Толстяки на Урале"), где рецензируются публикации в толстых литературных журналах. Анна Жучкова написала о романе Дарьи Бобылёвой "Вьюрки" ("Октябрь"); Станислав Секретов - об исторической повести Владимира Березина "Зелёная палочка" ("Знамя"); Лариса Сонина о повести Кати Капович "Вы в порядке, сэр?" ("Новый берег"), а Елена Сафронова - о сборнике "Новая юность". Избранное. 2017". В "Чёрной метке" Александр Кузьменков рассматривает новый роман Антона Понизовского "Принц инкогнито". Несмотря на в целом отрицательную оценку произведения, критик находит в нём даже определённые достоинства. А основная претензия проста - доколе? Или, по словам критика: "На книжных полках и без того громоздится вавилонская библиотека паразитных текстов, где компиляция на аллюзии едет и парафразой погоняет". Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" продолжает знакомить читателей иностранной литературы с её новинками. Известный чилийский писатель Эрнан Ривера Летельер написал роман "Искусство воскрешения", главный герой которого, решивший, что он - новый Христос, начинает своё служение среди рабочих, добывающих селитру на чилийских приисках.
В рубрике "Слово и культура" - Юрия Казарина "Одежда из глаз". И там не только одежда из глаз, но и другие удивительные явления - дерево из птиц, дерево из рыб, стихи Ольги Седаковой.
Но есть в номере стихи и других поэтов - Александра Ибрагимова, Сергея Ивкина, Леры Манович, Евгения Чемякина и Анастасии Волковой.

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.