Вышел юбилейный сентябрьский номер журнала "Урал".
В нём новые стихи Петра Чейгина, Евгении Риц, Дмитрия Тёткина, Светланы Паниной и Андрея Торхова.
В повести Киры Грозной "Духовный наставник" дело происходит в Питере в конце девяностых. Девушка-психолог, закончив университет, поступает на работу в милицию во вновь созданную при отделе милицейских кадров психологическую службу. Ну, в общем-то, дальше всё предсказуемо. Лихие годы, экзотическое место работы и сама специальность, конечно же, личная жизнь, дети. Предсказуемо, но интересно. Плюс сам "духовный наставник" - энергичный, хотя порой слишком непосредственный молодой сотрудник органов - действительно наставник, отнюдь не муж и не любовник.
Герой рассказа Романа Сенчина "Возвращение" приезжает в Неаполь в составе писательской делегации. Перед сном он выпивает граппы и, кажется, основательно. Просыпается он не то чтобы с похмелья, а в ситуации гораздо более устрашающей, хотя и куда более увлекательной. Всё вокруг очень зыбко и переменчиво, кроме единственной константы - дело-то в Италии происходит, жара-то какая...
В рассказе Анатолия Новикова "Торжественная песнь для деменцианов" происходит грандиозный, прямо-таки лукуллов загул группы персонажей на фоне среднеазиатской экзотики сначала в Ташкентской гостинице, затем на природе в ходе всенародного празднования Ураза-Байрама. Но это только фон. Общее количество рассуждений, воспоминаний, приключений, тостов и упомянутых знаменитостей от античных времён до современных героев телевизионных шоу не поддаётся перечислению.
Елена Нестерина своим рассказом "Ресторан имени мужа" поднимает проблему жён знаменитых людей. Но героиня - не только верная и заботливая жена знаменитого писателя, а ещё и особа, оказавшаяся весьма эксцентричной и склонной к авантюрам.
Раздел драматургии представлен "пьесой о далёких звёздах и нехилом мазохизме" Маши Конторович "Мама, мне оторвало руку". Главная героиня, шестнадцатилетняя Машка, по уверению автора, бессмертна. Как программа "Пусть говорят". Как юношеский секс, водка, разговоры про звёзды, свободу и как человеческая дурость. А руку-таки оторвало.
В "Детской" - стихи для детей Артура Гиваргизова и "Эволюция 3-го "Б", или Беспозвоночные от звонка до звонка" Станислава Востокова. Стихи пересказывать невозможно, а прозу возможно, хотя тоже не нужно. Заметим, что у героев Востокова рук не отрывало, но их внешность и поступки, пожалуй, ещё экстравагантней и даже до самой крайней степени. Какие-то монстры, бандиты, оборотни, лица с анатомическими излишествами и прочее.
В рубрике "Без вымысла" - воспоминания Лилии Газизовой "Как время катится в Казани золотое...". Воспоминания о Казани, о детстве, о музыкальной школе, о легендах Волжской Булгарии, о занятиях спортом - одним словом, о жизни.
Леонид Павлов в публицистической статье "На всякого мудреца довольно... или Как Сталин и Гитлер Европу поделили" (автор сообщает, что статья эта из цикла "Записки капитана Очевидность") рассказывает о том, как Сталин и Гитлер... ну и см. выше. Тема куда как не новая, но автор - историк и потому аргументирует свою точку зрения очень подробно и доказательно. И, оказывается, Сталин был нехорошим.
Раздел критики открывается рубрикой "Толстяки на Урале: журнальная полка", где авторы "Урала" рецензируют публикации в толстых литературных журналов: Юлия Подлубнова - повесть Анаит Григорян "Посёлок на реке Оредеж" ("Октябрь"); Владислав Толстов - роман Анатолия Королёва "Хохот" ("Дружба народов"), а Елена Сафронова - повесть Дмитрия Долинина "Иллюстратор" ("Звезда").
Александр Кузьменков в "Чёрной метке" пишет о романе Андрея Филимонова "Рецепты сотворения мира" (правда, критик назвал свой текст "Рецепты сотворения скуки", что указывает на оценку). Но это ещё не всё. Заодно достаётся и критику Галине Юзефович, которая этот роман похвалила. Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" рецензирует роман американского писателя Пола Бейти "Чёрный кандидат". Об избирательной кампании двадцатидвухлетнего чернокожего наркоторговца, который решил податься в политику. Автор явно не сочувствует своему герою, по правде говоря, действительно малосимпатичному. Так же малосимпатичны и другие чернокожие в романе. Политкорректностью роман не отличается.
В рубрике "Слово и культура" - "От Моцарта до неба" Юрия Казарина. Всё больше про ёжиков. Почему же про ёжиков? Ну, во-первых, Юрий Казарин вообще с увлечением пишет о зверях, птицах и рыбах. А во-вторых - потому что ёжик читает землю, да ещё так, будто упирается во время, в его незримую оболочку.
Андрей Ильенков