Некоторое время назад вышел октябрьский номер "Урала". Он, по хорошей традиции, открывается стихами. А если поименно, то стихами Михаила Окуня, Олеси Савостовой, Николая Шамсутдинова, Марии Халилеевой и Ирины Колесниковой.
Действие романа Арсена Титова "Тяжёлый бомбовоз", или Книга обычаев" происходит в разных районах одной области. А время советское, политическая система однопартийная. Серьёзным взрослым людям это безразлично, а вот студентам, конечно, неймётся. И они разворачивают активную политическую деятельность, не дожидаясь перестройки и нового мышления. К счастью, не на всесоюзном уровне. В рассказе Владимира Шпакова "Краеугольный камень" дело происходит в Израиле, в Иерусалиме. Герой селится в недорогом отеле с видом на стройку, где арабы роют котлован. Никакого отношения к творчеству писателя Андрея Платонова либо рок-группы "Апрельский марш" это не имеет. В котловане люди находят удивительный артефакт, да такой, что небо становится ближе. В антиутопическом рассказе Евгения Минина "ДЭ", что означает Департамент Эвтаназии, небо становится дальше. Рассказ Дмитрия Паткина "Савант" по-своему раскрывает традиционную для мировой литературы, но по-прежнему актуальную тему соотношения гениальности, безумия и отчасти злодейства.
В "Детской" - "Городские сказки" Нины Дашевской. Это совокупность монологов разных не совсем обычных субъектов: поливальной машины (в тексте - Поливальной Машины), фонаря (Фонаря), светофора (Светофора) и ещё некоторых им подобных, среди которых есть и нерукотвортные, но тоже городские Дождь, Радуга и Солнечный Заяц.
В рубрике "Без вымысла" невымышленный материал Ефима Гаммера "Хождение в жизнь" дело происходит в Латвии и, конечно же, в Израиле, но не в Иерусалиме, а в Хевроне. Автор рассказывает о своих удивительных боксёрских успехах, ну и об Израиле, конечно.
Публицистическая часть номера открывается социологической новеллой Андрея Коряковцева "Донбасская увертюра на фоне Уральских гор". Поначалу автор пишет о сходстве Урала и Донбасса. Потом - об их различиях. А потом - о проблемах современного марксизма. А ещё потом - о наших не очень хороших земляках. 23-е письмо Владимира Губайловского "к учёному соседу", "Социальный мозг" оснащено не только солидным аппаратом научных ссылок, но и - впервые - научными картинками.
Теперь раздел критики. В июне этого года в Екатеринбурге в рамках фестиваля "Толстяки на Урале" прошли чтения "Толстые журналы: 200 лет вместе?". В предлагаемой читателю подборке представлена большая часть материалов, изначально в виде докладов прозвучавших в стенах Уральского федерального университета. А именно: "Эстетическое сопротивление" Александра Мелихова, "Литературные обозрения vs. литературные журналы: как это работает" Юлии Подлубновой, "Критика в "толстом" журнале" Леонида Быкова, "Судьба одного русскоязычного журнала ("Литературная Грузия")" Алексея Подчинёнова и Татьяны Снигирёвой и "Статья И.С. Нечуй-Левицкого "Ненужность русской литературы для Украины в журнале "Правда" Сергея Белякова. К 80-летию Владислава Крапивина в номере опубликован материал Олега Мошникова "Если за душой паруса..." На "Книжной полке" - рецензии Станислава Секретова на сборник прозы Василия Голованова "На берегу неба", Юлии Подлубновой на поэтический сборник Андрея Пермякова "Белые тепловозы" и Александра Зернова на документальную (хотя, по мнению рецензента, сомнительной достоверности) книгу Игоря Молотова "Мой друг Карлос Шакал. Революционер, ставший героем голливудских фильмов "Шакал" и "Карлос".
Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" пишет о сборнике "Папапа. Современная китайская повесть". В сборнике пять авторов и, соответственно, пять повестей - это Хань Шаогун ("Папапа"), Мо Янь ("Прозрачная красная редька"), Янь Лянькэ ("Дни, месяцы, годы"), Дэн Игуан ("Мой отец - военный") и Лю Хэн ("Счастливая жизнь болтливого Чжан Даминя"). Пишет, вопреки своему обыкновению, очень кратко, потому что повестей много.
В рубрике "Слово и культура" помещено эссе Юрия Казарина "Полынь бледнее лебеды". Юрий Казарин всегда охотно писал о животных, птицах и рыбах, но в этот раз речь началась с действительно бледных полыни и лебеды, ну, а далее - о стихах Ольги Седаковой и Сергея Шестакова.
Памяти знаменитого художника В.М. Воловича, ушедшего из жизни в этом году, посвящены воспоминания и размышления о нём Майи Никулиной, Льва Закса и Леонида Быкова.
Андрей Ильенков