Вышел майский номер журнала "Урал". Но на улице пока что холодно, и вполне благоразумно заняться чтением.
В повести Игоря Белкина-Ханадеева "Петли для рябчиков" действительно говорится и о петлях для ловли рябчиков, и о других промыслах от сбора ягод и грибов до сдачи металлолома. Но это только внешние приметы жизни очень удалённого малонаселённого пункта, проблематика же повести, безусловно, социальная. Гузель Рахматуллина в рассказе "Дальневосточный скорый" показывает жизнь нескольких обитательниц татарской деревни. И города. Жизнь эта мало отличается от жизни обитательниц русских деревень. И городов. Героиня рассказа Дарьи Симоновой "Ботинки на босса нову" работает в офисе и собирает сто фактов о женщинах в духе модного литературного коктейля из нон-фикшн и беллетристики. В отличие от начала "почти документальной истории" Сергея Яковлева "Олигархический транзит", вполне традиционно описывающего морские приключения со штормами и пиратами, её окончание куда более конспирологично. Здесь, помимо внятного военно-морского флота России, действуют глубоко засекреченные силы, спецслужбы и отдельные личности. Быль Владилены Сементовской "Ваня" - обыкновенная история жизни простых колхозников; обыкновенная, драматическая.
А сама драматургия на сей раз представлена исторической пьесой в двух действиях Владимира Зуева "Восемь" с прологом и эпилогом, где действуют семнадцать лиц, среди которых и члены великокняжеской семьи, и важные красные комиссары, и так называемые маленькие люди.
В "Детской" - деревенские истории Станислава Востокова "Печной волк". Самого волка никто не видел, но его слышно, он громко воет. А вообще, это своего рода дневник наблюдений за погодой, флорой, фауной и немногочисленным населением небольшой деревни. Летом много мухоморов и поганок, а зимой вороны катаются с крыш.
В рубрике "Без вымысла" опубликованы воспоминания Сергея Стопалова "Урал военный" и Валерия Уварова "Через годы, через расстоянья... Воспоминания о детстве и ранней юности". Как пишет Валерий Уваров, "О тяготах военного времени рассказано и написано немало. Но люди старшего поколения вспоминают о них снова и снова".
Публицистическая статья Леонида Павлова "Снежный ком, обращенный в горошину..." Загадки повести и кинофильма "А зори здесь тихие..." начинается как критическая. Автор признаётся, что фильм произвёл на него в детстве сильнейшее впечатление. Но со временем, умножая знания, он умножил и скорбь. Его удивило, что соавторы сценария, Борис Васильев и Станислав Ростоцкий, сами бывшие фронтовики, допустили массу грубых военно-исторических неточностей. Более того, в действиях главного героя, старшины Васкова, автор видит вопиющую военную некомпетентность и бездарность, что и привело к гибели девушек. Вот с этого места и начинается собственно публицистика.
Критический раздел открывается "Книжной полкой", где Андрей Якубовский рецензирует новую книгу Елены Забелиной "Ideafree", Анна Жучкова - сборник рассказов Елены Сафроновой "Портвейн меланхоличной художницы", а Андрей Расторгуев - роман Петра Краснова "Заполье". В "Черной метке" Александр Кузьменков рассматривает новый роман Сергея Кузнецова "Учитель Дымов". И видит много тусклых фабульных перипетий, много ненужных персонажей, много исторических несоответствий, но маловато актуального содержания. В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин пишет о романе известного китайского писателя Чжан Вэя "Старый корабль". Это история маленького городка и некоторых его жителей. Речь идёт об отношениях между людьми, о привычках, о событиях городской истории. Но центральная тема книги - ужасы прошлого, гражданской войны и культурной революции, а также непростые 1980-е в Китае. "Старый корабль" глубже обычной летописи о прошлом, потому что его автор озабочен фундаментальным вопросом: "быть или не быть".
В рубрике "Слово и культура" - "Вглядеться в свет (зеркало бессонницы)" Юрия Казарина. В основном о бессоннице и её психоделической сущности. Автор прав: состояние между сном и явью сопровождается самыми причудливыми явлениями и неожиданными озарениями, в том числе и поэтическими.
Кстати, о поэзии. Она представлена в номере именами (и, конечно же, стихами) Петра Чейгина, Евгении Извариной, Вячеслава Глазырина, Бориса Кутенкова и Валерия Котеленца.
В феврале стало известно: в Тюмени на 96-м году жизни скончалась
Нина Андреевна Полозкова, двадцать лет с момента основания «Урала» возглавлявшая отдел критики журнала. Памяти Н.А. Полозковой посвящены воспоминания о ней критиков Валентина Лукьянина, Игоря Золотусского, Евгения Зашихина и Леонида Быкова. Добавим, что последнее интервью, взятое у Нины Андреевны Надеждой Колтышевой в октябре 2014 года, доступно на Youtube-канале журнала "Урал".
Андрей Ильенков
Поделиться: