Вышел второй, юбилейный, номер журнала "Урал" за 2018 год. (В этом году все номера будут юбилейными.)
Февраль! Открыть журнал и ахать над стихами Евгения Минина, Евгения Степанова, Дины Сандыбаевой, Владимира Блинова и Марины Гладциновой.
А вот в рассказе Натальи Пироговой "С приходом лета февраль не заканчивается" декадентско-романтические воспоминания и мечты главной героини резко контрастируют с её сегодняшним состоянием и бытом. Роман Владимира Лорченкова "1001 ночь в Кербе" начинается с предисловия, в котором автор сообщает, что текст романа ему не принадлежит, что он выступает издателем найденной рукописи. А далее действие проистекает немного в Канаде, но главным образом во Франции, на литературном фестивале, где происходит множество любопытных разговоров и поучительных происшествий. В повести Николая Николаева "Следователь и Корнеев" идёт на первый взгляд обычное следствие по факту убийства этого самого Корнеева. Но следователь не совсем обычный. По непонятным причинам он не вполне понимает разницу между живыми и мёртвыми. Точнее, умом-то понимает, да что толку. Поэтому убиенный Корнеев постоянно его преследует, буквально таскается за ним по улицам Екатеринбурга, по офисам, кабинетам, притом не в качестве какого-нибудь там призрака или зомби, а не пойми в каком качестве, без умолку болтает и бестолково суётся в ход расследования. Главное действующее лицо в рассказе Сергея Криворотова "Дом, который..." - обыкновенный многоэтажный дом, который обрёл разум и не без оснований рассудил, что его жильцы суть его вредители. Дом начинает бороться с ними, но лиха беда начало.
Драматургический раздел номера представлен фантасмагорией в одном действии Аси Сойкиной "Необходимые слова". Несмотря на жанровое определение "фантасмагория" и присутствие некоторых элементов абсурда, герои пьесы поднимают вопросы вполне насущные и временами даже глобальные.
В "Детской" помещены стихи для детей Елены Мамонтовой. Не в смысле, что для её детей, а ею написанные.
В рубрике "Без вымысла" - материал Владимира Терентьева "Путешествие за тридевять земель", а точнее, по северу Пермской области. Как поясняет автор, материал составлен на основе его же дневников 1967 года.
Собрание "Писем к учёному соседу" Владимира Губайловского пополнилось девятнадцатым письмом - "Шестое чувство". Шестым чувством разные люди называли разные вещи - поэтического или паранормального характера. Автор возвращает мечтателей на землю, в область физиологии. Шестое чувство - чувство равновесия, и в письме объясняется, почему оно не менее важно для человека, чем пять общеизвестных.
Отдел критики открывается текстом Сергея Боровикова "В русском жанре - 54". В нём автор критикует очень многое - известных прозаиков и поэтов, менее известных редакционных и издательских сотрудников, и даже ситуацию с общественными туалетами. На "Книжной полке" Станислав Секретов рецензирует сборник повестей и рассказов Дениса Гуцко "Большие и маленькие", Александр Зернов - роман Бориса Акунина "Счастливая Россия", и Андрей Ильенков - своего рода двухтомник Дмитрия Карасюка "История Свердловского рока. 1961-1991: От "Эльмашевских битлов" до "Смысловых галлюцинаций" и Свердловская рок-энциклопедия "Ритм, который мы..."
В "Чёрной метке" Александр Кузьменков по обыкновению энергично расправляется с Дмитрием Глуховским, чей "Текст", по мнению критика, вообще не текст, а блатной шансон, иллюстрируя это собственной стилизацией под названный жанр.
Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" рецензирует роман сербского писателя Владислава Баяца "Хамам "Балкания". Формально это исторический роман, главный герой которого - великий визирь Мехмед-паша Соколлу, серб по происхождению, многое сделавший для сербской православной церкви. Темой истории и национальной самоидентичности, однако, содержание романа не ограничивается.
Юрий Казарин в эссе "У кукушки, у куницы" (рубрика "Слово и культура") пишет, как всегда, сразу обо всём: о природе, о детстве, о России, о поэзии, о времени. Но не потому что пишет очень много, а потому что у него всё это неразрывно.
Андрей Ильенков
Поделиться: