Вышел июньский номер журнала "Урал".
Эссе Юрия Казарина "Лицо воды" начинается как метеорологическое описание холодной весны и начала лета 2018 года, далее же "в зеркалах весны мерещится лицо воды", и речь идёт уже о воде вообще, затем о воде в метафизическом смысле. И на Урале, и на всей планете.
И уж коли речь зашла о Казарине, то в этом номере он выступает и в основном своём качестве - как поэт. В этом же качестве выступили Евгений Чигрин, Надежда Болтачева и Людмила Цедилкина.
Отдел прозы открывается романом Бориса Телкова "В ночь звездопада". В эту самую ночь в среднеуральском заводском посёлке задолго до революции родился главный герой. Человек страстный, алчный и безнравственный, но при всей своей целеустремлённости совершенно законченный мечтатель, он неизбежно делает роман почти плутовским. Перечислить все захватывающие перипетии его судьбы невозможно. Но сверх этого в романе очень сильна краеведческая составляющая, хотя названия вполне узнаваемых уральских городов изменены. В рассказе Кирилла Азёрного "Постоялец" в пространстве поиска слов герой ждёт на остановке погоды. Не очень понятно, но уж как есть. Субьект речи рассказа Евгения Попова (не путать с известным московским тёзкой) "Жизнь одной Б." - вовсе не какая-нибудь этакая женщина, а сторублёвая купюра. Но герои - всё равно люди, многочисленные и очень разные: тинейджеры и пенсионеры, воры и полицейские, и так далее ещё много кто. В трёх рассказах Сергея Рубцова первый, "Маэстро" - о том, что человек смертен, "Клоун" - что человек внезапно смертен, и лишь "В глубине осени" просто грустно без летальной тематики. Герой рассказа Владимира Молотова "Муж на час", представитель этой относительно новой, но популярной ныне профессии, находит альтернативный способ использования обломков челябинского метеорита. Рассказ особенно рекомендуется любителям волшебных сказок.
Драматургия номера представлена пьесой в одном действии Семёна Вяткина "Дом у дороги". Было у матери три взрослых сына, и все умные, особенно средний. И начали они делить наследство. Это при живой-то матери, да ещё на поминках отца! Вот негодяи.
"Детская" включила два рассказа Михаила Першина про пришельцев: "Пришельцы и справедливость" и "Пришельцы, время и пространство". В первом пришельцы устанавливают справедливость в школе и дома Витьки Морошкина, во втором пришельцы (правда, совсем другие) легко переносят его в любую точку времени и пространства. В обоих случаях возникают неприятные неожиданности.
В рубрике "Без вымысла" опубликован материал, озаглавленный "Путь молодой бойчихи". Автор - живущая в Израиле Белла Блинкова. Она подробно рассказывает о своей службе в израильской армии. Сравнивать с российской армией она не может, так как в российской, естественно, не служила. Но многие читатели смогут сравнить.
Публицистическая, а равно просветительская статья Владимира Губайловского из цикла "Письма к учёному соседу" - "Письмо 21. О понимании" рассматривает вопрос о том, в чём состоит разница между знанием и пониманием. Для этого читатель должен узнать (а лучше - понять) некоторые сведения об анатомии и физиологии головного мозга и о высшей математике.
Раздел критики открывается статьёй киноблогера и председателя Уральского Холмсианского общества Александра Седова "Шерлок Холмс в поисках идентичности". В ней, в полном соответствии с деятельностью знаменитого героя, проводится расследование. А именно - каким является на экран Шерлок Холмс сегодня, и чем он отличается от своего литературного образа, созданного более столетия назад. В рубрике "Толстяки на Урале: журнальная полка", которая является собственно литературным следствием вокруг литературного фестиваля "Толстяки на Урале" (четвёртый по счёту фестиваль прошёл в Свердловской области в мае этого года), помещены рецензии на толстожурнальные публикации: Елены Сафроновой на роман Игоря Вишневецкого "Неизбирательное сродство" ("Новый мир"); Владислава Толстова на роман Владимира Шапко "Железный старик и Екатерина" ("Волга") и Станислава Секретова на повесть Ильи Бояшова "Портулан" ("Октябрь"). Александр Кузьменков в "Чёрной метке" разделался с романом (или, по мнению критика, с не романом) Инги Кузнецовой "Пэчворк. После прочтения сжечь". Кузьменков по одному называнию произведения предугадывает, что героиня Кузнецовой - духовно богатая дева (смотри соответствующую статью на "Лурке") со всеми вытекающими последствиями, и не ошибается. И советует сжечь "не роман" перед прочтением. В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин рецензирует книгу американского журналиста Филиппа Гуревича "Мы вынуждены сообщить вам, что завтра нас и нашу семью убьют", освещающую геноцид в Руанде в 1994-м. Американец совершенно однозначно возлагает вину в этом на Западный мир.
Андрей Ильенков
Поделиться: