Вышел третий номер журнала "Урал" за юбилейный 2018 год. Мартовский номер. Но не в том смысле, в котором говорят о мартовских котах и зайцах. Нет, содержание журнала вполне разумно.
Это справедливо даже по отношению к стихам. В настоящем случае - к стихам Аркадия Застырца, Алексея Дьячкова, Юлии Кокошко, Андрея Торопова и Аллы Поспеловой.
Тем более это относится к прозе. Александр Кердан в своём романе "Роман с фамилией" поначалу размышляет о возможном происхождении фамилии Кердан. Однако эти размышления уводят очень далеко во времени и пространстве. Произведение, начинющееся как этимологическое эссе, превращается в жизнеописание Кердана, вольноотпущенника Тиберия Клавдия Нерона. Но прежде чем стать рабом и затем вольноотпущенником, он был представителем знатного парфянского княжеского рода, а череда его приключений до и после плена не поддаётся краткому описанию. Рассказы Натальи Рубановой из цикла "Тёмные аллеи. XXI век" лучше всего рассматривать, как любят выражаться литературоведы, сквозь призму жанра. Жанры, впрочем, в данном случае не литературные, но музыкальные: колыбельная, реквием, интермеццо и прочие. Главы из романа Сергея Петрова "Бакунин. Агент влияния. Роман-версия" - действительно о биографии Михаила Бакунина, о его знакомых - Марксе, Энгельсе, Тургеневе, Белинском, Вагнере и других. Плюс ещё и любопытная версия! Маленькая повесть Андрея Титова "Кризис ("Коля+Люба")", на первый взгляд, направлена против посудомоечных машин. В повести покупка такой машины сопряжена с множеством отнюдь не приятных хлопот и приводит к самым прискорбным последствиям. Но, конечно, дело не в бездушном агрегате, а в человеческом факторе. В рассказах Дмитрия Зуева "Зеркало" и "Я заберу его, если что" действуют как люди разных национальностей - русские, селькупы и Сихиртя (последние невидимы и живут под землёй) - так и хорошие животные, главным образом, олени и собаки.
В "Детской" - "Крот в холодильнике" и другие стихи Инны Домрачевой. Здесь же Елена Ленковская ведёт "Детскую книжную полку", хотя и предназначенную для взрослого чтения, но посвящённую исключительно детским книгам.
Под рубрикой "Без вымысла" помещён очерк Виктора Подшивалова "Последние литейщики". В очерке со знанием дела показано, как работали в своё время литейщики, как они отдыхали, иногда успешно сочетая работу с отдыхом.
Критический раздел открывается статьёй Алексея Коровашко "Сомнительный Макар, или Не всё то классика, что Чудра". Анализ хрестоматийного рассказа Максима Горького "Макар Чудра" служит иллюстрацией авторской мысли о том, что первые пробы пера любого знаменитого писателя не следует автоматически считать шедевром и помещать в хрестоматии.
"Книжная полка" составлена из рецензий Анны Аликевич на книгу Натальи Громовой "Ольга Берггольц: Смерти не было и нет: опыт прочтения судьбы", Виктории Сайфутдиновой на сборник Натальи Стеркиной "Группа Х" и Любови Маштаковой на книгу Еганы Джаббаровой "Поза Ромберга".
"Черной меткой" на сей раз Александр Кузьменков пометил роман "Рамка" Ксении Букши. По мнению критика, это очередной и типичный образец прозы тридцатилетних пишущих барышень: обличение вымышленных кровавых властей и упоминание вымышленного секса с предпринимателями. В наличии художественных достоинств роману отказано.
В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин рецензирует роман китайского писателя Лю Цысиня "Задача трёх тел". Роман не простой, а научно-фантастический, да ещё и получивший в США "Хьюго" - престижнейшую премию за фантастическое произведение. И таки да, тематика романа - взаимоотношения землян и инопланетян. Кроме этого, некоторых может заинтересовать время и место - события происходят в КНР во времена небезызвестной культурной революции.
В рубрике "Слово и культура" помещено эссе Юрия Казарина "Стёклышко в левой руке", где, как всегда, сказано много о чём. О смерти автора - не в постмодернистском понимании, а в самом прямом, физическом. О разнице между литературой и поэзией, между профессионализмом и талантом. О любви.
Андрей Ильенков
Поделиться: