Вышел мартовский номер журнала "Урал". Поэтому поздравляем всех читателей с приходом весны, а читательниц - ещё и с известным весенним праздником.
В отделе поэзии в этот раз стихи Екатерины Симоновой, Ивана Плотникова, Анастасии Волковой, Константина Комарова и Ольги Фадеевой.
Роман Наталии Репиной "Пролог" можно назвать историческим - его действие происходит и до, и после, и во время войны. Можно - семейным. Можно - любовным. А можно сказать и проще - перед нами полноценный русский роман, в котором находится место для всех вышеназванных проявлений жизни. "Мозговое кровообращение" Виталия Сероклинова - это подборка из шестнадцати совсем коротких рассказов. Место действия во всех одно - больница, но это однообразие искупается множеством героев, их судеб и разнообразием событий. В рассказе Владимира Волковича "Охота" описана история одной охоты. Трое членов одной семьи пошли в лес и поохотились вполне удачно. Но вдруг, как в сказке, появляются страшные лесные разбойники, один из которых даже с автоматом. Так что вооружённый конфликт неизбежен. Героиня рассказа Александры Заскалето "Закатная" занимает высокую должность в одном из московских офисов, но очень хочет поехать на родину в Приморье. Стресс налицо, и без помощи специалистов тут никак не обойтись.
В "Детской" - "Шедевр. Стихи для детей и родителей" Дмитрия Сиротина.
В рубрике "Почти без вымысла" помещён фрагмент из новой книги Анны Матвеевой "Картинные девушки", посвящённой натурщицам великих художников прошлого. Эссе "Мама Мария" - о Сюзанне Валадон, любимой натурщице Дега, Тулуз-Лотрека и Ренуара, жене Уттера и матери Утрилло. Здесь же материал Аиды Павловой "О петербуржцах и москвичах", который едва ли можно назвать серьёзным социологическим исследованием, однако автор весьма живо, хотя и обобщённо, описывает разницу между жителями двух упомянутых городов.
И уже не почти, а совсем без вымысла "Письма с Гражданской войны" Петра Гаряева. Это тринадцать писем, написанных в 1919-1920 годах. Достойно внимания и даже удивления, что в течение одного года Пётр Гаряев успел послужить и в армии Колчака, и в Красной Армии, и в армии атамана Булак-Балаховича. Тут же очерк Вячеслава Архангельского "О северных котах". Судя по изложенному, северные коты ничем не отличаются от остальных.
Публицистическая статья Дмитрия Лабаури "Время, когда последние становятся первыми. Размышления на тему потерянного десятилетия" основана на его личных воспоминаниях о так называемых "жирных годах" и оценивает (очень невысоко) качество сложившейся в то время отечественной так называемой элиты.
Раздел критики открывается статьёй Марка Амусина "Огонь и пепел прошлого". Автор на материале нескольких произведений разных писателей рассматривает особенности и некоторые тенденции развития современной русской исторической прозы. В рубрике "Толстяки на Урале: журнальная полка" размещены рецензии на публикации в толстых литературных журналах: Елены Сафроновой на роман Фёдора Грота "Ромовая баба" ("Новый мир"); Станислава Секретова на роман Сухбата Афлатуни "Рай земной" ("Октябрь") и Владислава Толстова на повесть Натальи Крупениной "Пейзаж с жилыми домами" ("Волга"). Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" написал о романе китайского писателя Фань Ипина "Гора Тяньдэншань". Несмотря на популярность в мире мнения о современном Китае как о государстве успешном и динамичном, Фань Ипин считает иначе: жизнь в Китае порочна, продажна и беспринципна.
В рубрике "Слово и культура" эссе Юрия Казарина "Часть неба (Вертикальная музыка Сергея Табачникова)". Действительно о музыке Сергея Табачникова.
"Критика вне формата" представлена текстом Василия Ширяева "Нодьпонтош". Поначалу автор рассуждает о вокале современных хип-хоперов, а затем переходит к более глобальным мыслям о русском языке вообще.
Андрей Ильенков
Поделиться: