Унылой и очаровательной порой сентябрьский номер "Урала" открывается, конечно, стихами. Стихи - Марии Козловой, Сергея Ивкина, Александра Никитина, Ольги Горшениной и Андрея Торопова.
Третья книга романа Александра Кердана "Роман с фамилией" объединяет в себе как вымышленных (или, точнее сказать, реконструированных) персонажей, так и сейчас живущих или некогда живших реальных людей. Читавшие в "Урале" две предыдущие книги романа помнят, что его события начинаются задолго до Рождества Христова. В третьей книге автор не углубляется в историю так радикально - перед нами всего лишь середина XVII века на Украине. Времена и события, однако, не менее горячие, чем бывали до нашей эры. Действие рассказа Владимира Деминского "Вера" происходит то в наши дни в некоем Городе, то где-то за Городом, то где-то в Белоруссии, но в августе 1942 года. Конфликт городского масштаба разгорается с участием разного рода людей, по большей части нехороших, и нечистой силы. Герои пяти рассказов Валерии Колесниковой под общим названием "Листопадных дел мастер" - то, что называется люди интересной судьбы. Один - изобретатель бахил, другой - писатель и историограф небольшого села, третий - собственно листопадных дел мастер, ну, и прочие не менее занятные личности. Майя из рассказа Татьяны Лашук "Покрывало Майи" - женщина весьма почтенного возраста, упрямо и одиноко живущая в крохотной деревне, находящейся в зоне радиационного отчуждения. Однако её упрямство и одиночество носит не бытовой, а скорее бытийный характер. Рассказ Аделии Амраевой "Не говорить" автор называет рассказом для подростков. Следовало бы уточнить - он о подростках, но прочитать его будет совсем не лишним и взрослому.
В "Детской" расположился цикл Натальи Евдокимовой "Интерактивный мальчик". Тридцать три рассказа объёмом от короткого до чрезвычайно короткого (четыре предложения) отличаются лиризмом и долей симпатичного абсурда.
В рубрике "Без вымысла" - фрагменты книги Нины Рылько "Народный человек" об её отце, П.Д. Рылько, создателе и руководителе брянского аграрного университета. В предисловии к публикации Валентин Лукьянин пишет, что эта книга, вышедшая совсем маленьким тиражом, заслуживает большего внимания, пусть хотя бы и в виде сокращённой журнальной версии.
Краеведение в номере представлено историческим материалом Юлии Хомяковой "Приключения Ивана Пырьева на Гражданской войне. Между строк воспоминаний". На Гражданской войне, заметим, именно на Урале, в Екатеринбурге и в Перми. И не только Ивана Пырьева, но и Григория Александрова, и Сергея Герасимова, и тоже всё на Урале.
В разделе публицистики Леонид Павлов со статьёй "У вас продаётся славянский шкаф? Размышления о разведчике Николае Кузнецове". Автор весьма подробно рассматривает биографию Н. Кузнецова с раннего детства до самой смерти и развенчивает миф о некоторых приписываемых ему особо важных разведывательных операциях.
Отдел критики открывается статьёй Леонида Быкова "За именем - почерк и голос", приуроченной к юбилею известного критика Валентина Курбатова. "Книжная полка" предлагает читателю рецензии Ольги Балла на сборник Михаила Эпштейна "Будущее гуманитарных наук: Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XXI века", Станислава Секретова на книгу Александра Гениса "Княгиня Гришка" и Ярослава Солонина на очередной том из серии "ЖЗЛ" - "Барков" Натальи Михайловой. "На литературном посту" Сергей Беляков написал "Сказки Гофмана", но речь на самом деле идёт не о сказках Гофмана, а о новом романе Гузели Яхиной "Дети мои". Впрочем, у романа и упомянутых сказок много общего: и действуют в них немцы (правда, в романе это поволжские немцы), и события происходят вполне фантастические (правда, в романе они основаны на реальных исторических фактах). В рубрике "Иностранный отдел" Сергей Сиротин рецензирует роман австралийского прозаика Ричарда Флэнагана "Первое лицо". Материал озаглавлен "В защиту лжи": герой романа, тоже писатель, перестаёт верить в возможность и целесообразность писать правду в информационную эпоху. Однако, по мнению критика, пример самого автора романа свидетельствует об обратном. В кинокритическом отделе "Волшебный фонарь" некто С.В.С. выступает автором кинорецензии "Больше чем просто о войне" (о новом фильме Павла Лунгина "Братство"). Больше - потому что показанные в фильме эпизоды войны в Афганистане встроены в широкий исторический и психологический контекст.
"Слово и культура" продолжает публикацию работы Юрия Казарина "Текст и текстоид". Именно в этом номере автор даёт окончательное определение текстоида и его отличие от текста. По двенадцати пунктам.
В "Критике вне формата" Василий Ширяев в очередной раз демонстрирует столь часто присущую ему резвость мыслей. Вот одна из них: чем скорее роботы научатся писать книги, тем скорее это перестанут делать люди и тем скорее они вернутся к перечитыванию классики. Текст называется "Бручимаэнто".
Андрей Ильенков
Поделиться: