Апрельскому выпуску журнала "Урал" присвоен номер четыре.
Стихи Валерия Скобло, Алексея Дьячкова, Вадима Осипова, Юлии Кокошко и Максима Калинина составляют поэтическую часть номера.
Детективный роман Константина Бушуева "Убить Веронику" действительно детективный, но не только. Имеется в нём сюжетная линия – причём, одна из важнейших, если не сказать определяющая - совершенно избыточная для традиционного детектива. Впрочем, это становится понятным лишь в окончании романа, которое будет в следующем номере. С героем рассказа Виталия Деревяшкина "Камера 17" происходит множество серьёзных неприятностей за неполные сутки. И неудивительно: он слишком много пьёт и философствует. При этом считает себя неприкасаемым, к чему, увы, кажется, идёт дело, хотя он явно путает противоположные понятия "неприкасаемый" и "неприкосновенный". Герой рассказа Георгия Панкратова "Ю", мужчина за тридцать, гуляет по Арбату и наблюдает за жизнью Москвы и москвичей с совершенно излишним вниманием. Вероятно, потому что ушла Ю. В его же маленькой повести "Vоючки" в пресс-тур по некоей постсоветской республике отправились шесть очень разных человек, имеющих прямое отношение к СМИ. Ничто не предвещало особых осложнений. Тем более таких - за гранью реального и вообразимого. Действие рассказа Николая Талызина "Я убил твоего деда!" происходит в наши дни. Но главное его действие - задолго до этого, на фронте. Рассказ Сергея Паршутина "Перевал" можно отнести и к историческому жанру (дело происходит в 1957 году), и к приключенческому (ночной марафон по зимним северным скалам), и к психологической прозе (чего стоило принять решение и выстоять).
Драматургия этого номера образована не только композицией и внутренними перекличками опубликованных в нём материалов, как это бывает всегда, но и собственно пьесой в одном действии Романа Козырчикова "Спутники и кометы".
Раздел "Без вымысла" представлен очерком Алексея Кузина "В песках Прикаспия", раскрывающим специфику поиска воды в этих самых песках, оборудование колодцев и, конечно, людей, которые всем этим занимаются.
В публицистической части номера два материала. Первый из них - 26-е "Письмо к учёному соседу" Владимира Губайловского - "Нейрогенез". Рассматривая расхожее утверждение, что нервные клетки не восстанавливаются, автор уточняет: не размножаются, да, но имеется более хитрый способ их восстановления. Кроме того, любопытно и предположение, что продолжительность жизни современных людей слишком велика, что нехорошо. Второй материал - "Железобетон, Сириус [уРОКи литературы: как это было]" Натальи Рубановой. О том, какие бывают плохие учителя литературы, а литературе - хоть бы хны.
В рубрике "Повторение пройденного" - статья Михаила Давидова "Лермонтов: смерть поэта (Заметки литературоведа и врача)". В статье достаточно подробно описаны обстоятельства дуэли Лермонтова и Мартынова, и они не совсем совпадают с общепринятыми. Кроме того, автор рассматривает медико-хирургические аспекты ранения поэта, и они совпадают ещё менее.
Отдел критики открывается статьёй Валентина Лукьянина "Слились корнями наши имена". Мустай Карим в журнале "Урал". Здесь и история сотрудничества поэта с журналом, и критический разбор некоторых его произведений, и размышления о поэтических переводах вообще, и впечатления автора от Башкирии, и много чего ещё. В рубрике "Толстяки на Урале: журнальная полка" размещены рецензии на публикации в толстых литературных журналах: Юлии Подлубновой на роман Алексея Сальникова "Опосредованно" ("Волга"); Станислава Секретова на повесть Марка Харитонова "Хирургия судьбы" ("Знамя") и Светланы Забаровой на роман Евгения Каминского "Свобода" ("Звезда"). В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин рецензирует роман "Красота - это горе". Его автор, Эка Курниаван, - писатель из Индонезии, которая, по словам автора, остаётся белым пятном на карте переводной прозы в России, а роман очень яркий, динамичный и, пожалуй, заслуживает определения - блистательный.
В рубрике "Слово и культура" Юрий Казарин противопоставляет свободных птиц птицам в клетке, а также замечает, что и книги иногда оказываются в клетке - благодаря усилиям некомпетентных или недобросовестных критиков.
Андрей Ильенков