Настало лето, и тут же появился июньский номер журнала "Урал". А ведь мог бы и не появиться, да и лето могло бы не настать. Так же, на грани вероятного и действительного, балансирует большая часть прозы номера.
Основной объём повести Юлии Белозубкиной "Чужие мысли" составляют выдержки из дневников двух главных героев. Впрочем, и остальных героев трудно назвать второстепенными. Граф с графиней, загадочный очаровательный иностранец, добрый полусумасшедший увалень из народа - кажется, что речь идёт о романтическом повествовании девятнадцатого века, ан нет. Рассказ Романа Сенчина "Ты меня помнишь?" тоже, на первый взгляд, построен на контрасте характеров давних друзей - четы убеждённых домоседов и совершенно неприкаянного скитальца и путешественника. Однако по ходу действия возникает нюанс, совершенно случайная и нетривиальная ситуация, заставляющая читателя совершенно забыть об исходных установках. Николай Мурзин и Тимур Денисов в главах из романа "Песня для Корби" начинают развивать сюжет - казалось бы, остросюжетный детективно-психологический, а далее... Увы, роман целиком не вписывается не то чтобы ни в какие рамки, но в рамки объёма литературного журнала, даже нескольких его номеров, точно не входит. Действие рассказа Алексея Куксинского "Иссечение" происходит во время Великой отечественной войны и в первые послевоенные годы. Но, несмотря на предсказуемые описания действий на фронте, среди партизан и в тылу врага, главной остаётся весьма специфическая тема - лоботомия. Прозаический блок завершается рассказами Валерии Ивановой "Грипп", "Пуговицы", "Пеликула" и "Лузер-блюз для вечного майора".
Журнал, кстати, ещё до всякой прозы, открывается стихами Вадима Месяца, далее читаем стихи Леры Манович, Юрия Казарина, Анастасии Третьяковой и Сергея Золотарева.
Драматургическую часть номера представляет "Я и мои собаки. Монолог при счастливой жизни" Ани Кизиковой.
В разделе "Без вымысла" - подборка невымышленных миниатюр Сергея Боровикова "В русском жанре - 59".
Краеведческую функцию номера выполняет статья Сергея Беляева "Пётр Давыдов: создать театр". Пётр Феофанович Давыдов был владельцем одного из екатеринбургских заводов, гласным городской думы, почётным членом разных обществ. Но вначале он пел в опере, учился в Петербургской консерватории, а много позднее фактически стал основателем Екатеринбургского театра оперы и балета.
Публицистическая статья Валентина Лукьянина "Как избавиться от "иностранных инвесторов"? Поучительный эпизод экономической истории России", собственно, и учит, как, опираясь на отечественный опыт, от них избавиться. Прежде, чем избавляться, однако, следует понять, чем же так плохи иностранные инвесторы. Автор показывает это вполне убедительно. Владимир Губайловский в серии "Письма к учёному соседу" публикует "Письмо 27. Свои против Чужих". Разделение на своих и чужих в данном случае - не проявление ксенофобии, но неизбежная для всякого человека анатомо-физиологическая данность.
Критика номера открывается "Книжной полкой", где Станислав Секретов рецензирует сборник рассказов, миниатюр и эссе Игоря Сахновского "Ненаглядный призрак", Григорий Тарасов - книгу Андрея Коряковцева и Сергея Вискунова "Марксизм и полифония разума" и Ирина Черномурова - коллективную монографию "Счастливое место. Свердловская музкомедия Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и Кирилла Стрежнева". В разделе "На литературном посту" Сергей Беляков выступает автором своего рода дилогии рецензий "От кикиморы до Мао Цзедуна. Национальный бестселлер - 2019". Дилогия объединена тем, что оба объекта рецензий - роман Евгении Некрасовой "Калечина-Малечина" и сборник эссе Михаила Трофименкова "ХХ век представляет. Кадры и кадавры" - вошли в шестёрку финалистов премии, притом, по мнению критика, роман Некрасовой является лучшей книгой шорт-листа, а сборник Трофименкова - худшей. Сергей Сиротин в "Иностранном отделе" пишет о романе польской писательницы Ольги Токарчук "Бегуны". Роман, по мнению его автора, является своего рода исследованием "философствии путешествий", а, по мнению критика, таковым не является. Как и вообще романом, по большому счёту, тоже не является. Хотя в целом и укладывается в каноны реалистической прозы. Рубрика "Волшебный фонарь" представляет кинокритическую статью неведомого С.В.С. о новом фильме Юрия Быкова "Две силы мрака". Автор вкратце характеризует творчество режиссёра в целом, и более подробно и критично (критично уже в том смысле, что отчасти скептически) оценивает его "Завод".
В рубрике "Слово и культура" - "Невыразимое и мир смерти Бориса Рыжего" Юрия Казарина. Речь, впрочем, здесь идёт не о физической смерти, а о смерти как предмете поэтического познания и конструкте поэтического мира Б. Рыжего.
"Критика вне формата" представлена "Рязанской тавромахией" Василия Ширяева. Он тоже пишет о фильме Ю. Быкова "Завод", лаконичнее, чем С.В.С., зато вне формата, и потому с выходом в смежные и даже весьма далёкие от кино темы.
Памяти Ж.А. Сокольской, известной журналистки и музыковеда, посвящён материал Натальи Подкорытовой "Уралочка".
Андрей Ильенков