top-right

Несмотря на то, что за окном летит снег и на земле лежат сугробы, вышел в свет майский номер журнала "Урала".
Раздел художественной прозы открывается текстом Олега Хафизова "Пещной отрок". По мотивам воспоминаний М.П. Придонова". Это не совсем художественная литература, где, по мнению Смердякова, "про неправду всё написано". Нет, тут как раз про правду. С другой стороны, это и не документ: воспоминания очень давнего времени, и даже не сами воспоминания, а текст, написанный другим человеком по их мотивам. Красноармеец, сын немки и армянина (отчасти похожий на еврея) попадает в немецкий лагерь для военнопленных, а затем, за плохое поведение, в несколько концлагерей, включая печально известный Маутхаузен. Про немецкие концлагеря того времени написано и снято много страшного, но здесь можно узнать ещё многое. Далее имеются два рассказа Яны Жемойтелите - "Голые землекопы" и "Четыре четырки". Первый из них - о жизни людей, второй - животных, точнее, одной собаки. Очень интеллигентного кобеля, даже читавшего Достоевского на помойке. Повесть Дмитрия Паткина "Таня и Ботаня" по жанру можно было бы отнести к произведениям о спорте. О спорте там действительно написано немало, но всё же важнее психологическая составляющая повести - это относится как к спорту, так и к любви, так и к вражде. Окончание детективного романа Константина Бушуева "Забыть Веронику" окончательно убедит читателя, что жанр романа шире традиционно детективного: в таковом совсем не место персонажам наподобие Вероники. Но и собственно криминальная составляющая отнюдь не забыта. В рассказе Руслана Дзкуя "Нельзя" речь идёт о самых важных вещах - о любви (а точнее, о мимолётном адюльтере, внезапно обернувшемся большой заочной любовью на всю оставшуюся жизнь) и о смерти.
В "Детской" - новые стихи Артура Гиваргизова "Творческие планы на ближайшие дни". Осуществление творческих планов, оказывается, начинается с наведения в доме творческого беспорядка.
Что же касается поэзии для читателей постарше, то она представлена стихами Егора Фетисова, Ларисы Богдановой, Феликса Чечика, Бориса Кутенкова и Евгении Риц.
В рубрике "Без вымысла" - "Приподнимайте потолки. Хоть на вершок, но ближе к звёздам..." Особенная школа: обучение через воспитание", где Тамара Устинова рассказывает историю Верхнепышминской школы для слепых и слабовидящих детей от её основания до настояшего времени. В этой школе она сама когда-то училась, а затем в ней преподавала. Владимир Заволжин в небольшой заметке "Госпиталь в Банковском переулке" (города Свердловска) вспоминает о военном детстве и упомянутом госпитале.
В историко-краеведческой статье "Уральский невидимый фронт" Наталья Подкорытова не пыталась объять необъятную тему роли Урала в Великой Отечественной войне, но сосредоточилась на одном направлении: тыловая медицина. Впрочем, и внутри этого направления много разных тем - это и госпитали Свердловска, и знаменитый тогда "свердловский метод" лечения огнестрельных ран, и новые фармакологические заводы, и всенародное донорское движение.
Отдел критики начинается с кинокритики. В своей статье "Её величество экранизация" Александр Седов осмысливает феномен усиленного интереса советских кинематографистов в 1960-1980-е годы к экранизации произведений английской литературы и выдвигает любопытные версии того, почему так происходило. На "Книжной полке" рецензии Александра Котюсова на роман Евгении Некрасовой "Калечина-Малечина", Ярослава Солонина на роман Сергея Петрова "Бакунин. Первый панк Европы. Роман-версия" и Александра Зернова на книгу Бориса Кагарлицкого "Между классом и вымыслом. Левые интеллектуалы на страже капитализма". В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин рецензирует роман очень известного (во Франции, но не в России) писателя Дидье Декуэна "Среди садов и тихих заповедей". Действие романа происходит в средневековой Японии, и критик отмечает как редкую осведомлённость автора в историческом материале, так и его внимание к глубоким и тонким человеческим чувствам. Заканчивается отдел критики тоже кинокритикой - это рубрика "Волшебный фонарь", где можно прочитать текст Валерия Исхакова " ...и классическая музыка! "Моцарт в джунглях" (сериал 2014-2018). Mozart in the Jungle", где не только описывается упомянутый сериал, но и содержатся некоторые более общие мысли о свойствах современных сериалов.
В рубрике "Слово и культура" Юрий Казарин пишет о поэзии двадцатого века. "Алмазный век" - заголовок отражает мысль автора, что этот век поэзии был "алмазным" - в силу небольшого числа поэтов, обладавших огромной поэтической силой, которых он называет, и даже анализ их фамилий и псевдонимов много о чём говорит.

Андрей Ильенков

СОДЕРЖАНИЕ

Краеведение

Наталья Подкорытова  

Уральский невидимый фронт

Критика и библиография

Александр Седов  

Её величество экранизация

Слово и культура

Юрий Казарин  

Алмазный век

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

LJ
VK
MK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.