Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
top-right

Вышел мартовский номер «Урала». Пока ещё на улице холодно, но это, скорее всего, ненадолго, так что надо торопиться читать.
В частности, стихи Петра Чейгина, Олега Дозморова, Ирины Колесниковой, Евгения Минина и Сергея Бирюкова. Двоих из них – Петра Чейгина и Сергея Бирюкова – читать дважды: стихи и ответы на анкету в рубрике Юрия Казарина «Слово и культура».
Главный герой романа Елены Бердниковой «Мирные поля» умер в самом начале повествования. Умер, правда, не абсолютно, но всё-таки достаточно сильно для того, чтобы лишиться тела. Благодаря этому своеобразному освобождению, действие романа происходит на нескольких континентах в разные исторические эпохи, простое перечисление которых недопустимо раздуло бы объём этого обзора. Одна из героинь рассказа Алины Пулковой «Платформа «Плющево», женщина невезучая, жалуется, что живёт без дома и без любви, хуже собак. Но финал показывает, что всё-таки лучше. В третьей части романа Наталии Репиной «Жизнеописание Льва» герой, известный нам поначалу как благовоспитанный мальчик, затем как интеллектуальный сноб, снова меняется. Теперь он выглядит как типичный бомж. Но он совсем не бомж, всё опять гораздо загадочнее. В рассказе Сергея Луцкого «Четырнадцать буханок черняшки» живописуются некоторые тяготы и лишения воинской службы. Уточним, службы пока что двухнедельной, так что главных героев и «духами»-то ещё не назовёшь. Одно слово, карантин. Героиням рассказов Николая Коляды «Любовь» и «Мумиё» не очень легко живётся, хотя и по совершенно разным причинам. Совсем по-разному они относятся к жизни и людям, чем и обусловлены финалы: почти сказочный в первом рассказе и совершенно безрадостный во втором.
Драматургия номера представлена пьесой Надежды Колтышевой «Жизнь в розовом стрессе. Железнодорожное кабаре в одном купе». В купе проводников творятся странные вещи. Диалоги изобилуют цитатами, в конце становится понятно, почему. Источники цитат иногда известны всем, иногда – единицам, что не мешает развитию весёлого, но одновременно романтического действия.
В «Детской» – повесть Екатерины Каретниковой «Вирта». Повесть, впрочем, о подростках. Современный вариант ситуации знакомства по переписке. В произведении совершенно очевидно прописана мораль: в некоторых жизненных обстоятельствах надо включать не гаджет (он всё равно разрядился), а мозги. Желательно даже с самого начала, но тогда бы не было и острого сюжета.
В разделе «Без вымысла» опубликованы воспоминания Сергея Кузнечихина «Прощание с Астафьевым». Подробно описаны похороны Виктора Астафьева и на них присутствующие люди, включая знаменитостей; некоторые оценки довольно резки.
Отдел критики открывается статьёй Елены Соловьёвой «Возможность острова: текст расставляет сети. Литературный гиперпроект Дмитрия Бавильского как новый тип отношений писателя и книги». Статья содержит элементы автобиографического эссе, изобилует метафорами, что отнюдь не мешает тщательному анализу материала.
В рубрике «Толстяки на Урале: журнальная полка» Станислав Секретов рецензирует повесть Бориса Лейбова «Дорогобуж» («Знамя»), Елена Сафронова – «почти документальную историю» Андрея Павленко «Дежурный по апрелю» («Нева»), а Владислав Толстов – роман Ирины Богатырёвой «Согра» («Новый мир»). «На литературном посту» текст Наталии Анико «Сюжет для небольшого романа», где рассматривается «Человек ФИО: Роман в рассказах» Ильи Оганджанова. Автор пишет, что всегда с недоверием относилась к такому жанровому определению, но в данном случае оно вполне оправдано.
В «Иностранном отделе» - «Неизбежный опыт» Сергея Сиротина, рецензия на роман «Небесные тела». Автор романа – писательница из Омана Джоха Аль-Харти. Это первый перевод с арабского, получивший Международную Букеровскую премию. Из книги можно узнать очень многое о традициях и современности Омана, но, по мнению критика, эта книга именно о человеческом опыте – полезном или наоборот, но неизбежном.
В «Волшебном фонаре» помещена кинорецензия «Взгляд в небо», где С.В.С. весьма обстоятельно описывает фильм «О бесконечности» (режиссёр Рой Андерссон, 2019). Судя по описанию, проблематика фильма столь же глобальна, как и его название, и он рассчитан явно не на широкую зрительскую аудиторию.
В «Критике вне формата» текст Василия Ширяева «Магия Агеева», в котором неформатный критик демонстрирует лёгкость мысли необыкновенную и широчайший культурный кругозор.

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.