Наступил новый год, появился первый номер журнала «Урал» за 2022 год, а также и его обзор.
Открывается номер новыми стихами Алексея Дьячкова, а закрывается старыми стихами Петра Вяземского «Сквозь зелень бледных маслин…» в «Антологии поэтического шедевра». Между этими крайними точками расположены стихи Анастасии Зеленовой, Николая Предеина, Елены Данченко и Андрея Баумана. Андрей Бауман и Алексей Кудряков говорят о поэзии, отвечая на вопросы Юрия Казарина в рубрике «Слово и культура».
Повесть Ильи Имазина «Соло для пассажира» отличается изысканностью слога, широтой культурного контекста и обращается к почтенной традиции повествования в путешествии, в данном случае железнодорожном. «Стобесов. Главы несуществующего романа» Саши Николаенко обращается к излюбленному многими писателями, но по-прежнему неисчерпаемому феномену детского сознания. Рассказ Дмитрия Лиханова «Avez vous ete а Paris?» – своего рода записки современного охотника, влюблённого в загадочную поселянку. Повесть проживающего в Вашингтоне Джулиана Генри Лоунфельда «Розовые очки» освещает подробности повседневной американской жизни. Автор, хотя и американец, весьма русскоязычен, ибо считается одним из лучших переводчиков Пушкина на английский. Рассказы Надежды Лаевской «Проверка», «Женить Кирюшу», «Старый вальсок», «Шарлотка» и «Поезд жизней» – занимательные случаи, главным образом из жизни студентов и их родных.
В рубрике «Жизнь и судьба» помещены главы из биографической повести Сергея Дмитренко «Салтыков (Щедрин)», написанной для серии «Жизнь замечательных людей». Разные главы повести последовательно опубликованы в журналах «Новый мир», «Москва» и вот теперь в «Урале». К радости зоозащитников сообщаем: в отличие от своих кровожадных современников Аксакова, Тургенева и Некрасова, гуманный Михаил Евграфович не одобрял не только охоту, но даже и рыбалку.
Драматургия в номере представлена пьесой Петра Гладилина «Анабиоз» (По мотивам романа Петра Гладилина «Охотник в зоопарке»). Изучение анабиоза составляет научную деятельность главного героя пьесы, профессора Иванова. Это, наряду с семейными невзгодами, навевает профессору странные мысли и приводит в довольно занятную, но весьма параллельную реальность.
В разделе «Без вымысла» опубликованы фрагменты книги Вениамина Яковлева (1932–2018) «Советник трех президентов». Бывшему министру юстиции СССР, затем председателю Высшего Арбитражного Суда РФ есть о чём и о ком рассказать. Не угодно ли цитату? «Борис Абрамович Березовский аудиенции не добился, хотя разные солидные люди за него ходатайствовали. Я не хотел с ним контактировать. Он высокие государственные должности использовал только для самообогащения, у меня это вызывало неприязнь». Предисловие, запись и монтаж интервью – Лилии Гущиной. Послесловие – писательницы Натальи Смирновой, дочери юриста.
В рубрике «Почти без вымысла» помещены «городские картинки» Сергея Беляева «Ушедший Екатеринбург», посвящённые некоторым любопытным эпизодам культурной жизни Екатеринбурга 1888–1914 гг.
В новой рубрике «Между прочим» Алесь Мищенко и его «Три эссе о Несбывшемся». Податливость самого жанра позволяет автору поднимать общечеловеческие вопросы космического масштаба.
Отдел критики открывается «Книжной полкой», где Кирилл Ямщиков рецензирует роман Александра Иличевского «Исландия»; Шевкет Кешфидинов – сборник рассказов уже упомянутой Саши Николаенко «Жили люди как всегда»; Анна Кузьмина – сборник так называемой новой женской прозы «Лавровый лист» и Анатолий Кулагин – стихотворную книгу Валерия Лобанова «Лёгкое бремя: Из новомирских тетрадей».
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин обращает внимание на роман мексиканской писательницы Фернанды Мельчор «Время ураганов». Латинская Америка вообще не самая благополучная часть мира, но название рецензии – «Лавина порока» – говорит само за себя. В начале романа найден труп ведьмы, которая (-ый) трансвестит (-ка). Разумному уже достаточно, но не тут-то было: наркотики, проституция, убийства и людоедство прилагаются.
В кинокритическом «Волшебном фонаре» С.В.С. пишет о фильме французского режиссера Леоса Каракса «Аннет» (2020), удостоенном приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале 2021 года. Это мюзикл, где почти не говорят, все реплики поются. Однако мюзикл далеко не легкомысленный, совсем наоборот. Главный герой – успешный стендап-комик Генри, притом убийца и плохой отец поющей куклы. Материал озаглавлен «Без права на прощение».
Андрей Ильенков
Поделиться: