Как говорил Манилов, майский день, именины сердца! Вышел пятый номер «Урала».
Поэзия номера представлена новыми стихами Марии Леонтьевой, Алексея Дьячкова, Ирины Колесниковой и Богдана Бейка (его «миниатюры», хотя и написаны прозой, никак не проза: следовательно – стихи). ЕГТИ при поддержке журнала «Урал» провёл очередной курс «Лаборатория современной поэзии». В номер вошли стихи лаборантов Татьяны Клоковой, Александра Егорова, Надежды Келаревой, Киры Марченковой, Марты Стрелецкой, Алексея Комаревцева, Катерины Невское-Облако, Екатерины Малофеева, Любавы Горницкой и Дениса Сорокотягина. (Как видим, некоторые имена авторов не менее поэтичны, нежели самые стихи.) А в рубрике «Слово и культура» Иван Плотников и Анастасия Волкова говорят о поэзии, отвечая на вопросы Юрия Казарина.
Название рассказа Анны Матвеевой «Ibid.» происходит от латинской библиографической ссылки Ibidem. Это очень уместно, так как рассказ начинается описанием одной конкретной книги. Правда, затем авторская мысль распространяется очень далеко, охватывая множество людей разных исторических эпох. Действие повести Инны Начаровой «Гостиница «Бристоль» разворачивается в послевоенной Литве. «Лесные братья» не прекращают своих действий, советские силовики, соответственно, тоже. На этом тревожном фоне проистекают, однако, сугубо семейные коллизии. Продолжается публикация романа Яны Жемойтелите «Солнце дышит холодом». Роман вполне себе, как говорится, эпопейного типа. Действие его началось в 1918 году в предыдущем номере «Урала». В этом номере герои романа видят войну, смерть Сталина и полёт Гагарина. Но жизнь продолжается. Герои рассказов Александра Грановского «Последний бой» и «Золотая пуля» – люди, что называется, простые, но далеко не заурядные. У одного из них бывают причудливые видения, другой исповедует конспирологическую идею космического масштаба. Рассказы Владимира Смирнова «Сбежавший осёл Феерсона» и «Разговор с писателем Грином (фантасмагория)», в общем-то, оба – фантасмагории. Писатель Грин, кстати, тоже любил этот художественный приём.
Драматургическую часть номера представляет Рина Ю Нарши и её пьеса «Кладбище понтов. Автомобильная сказка с родными номерами». Сказка, потому что там разговаривают не только люди, но и лошади, и автомобили. А «понтов», потому что все участвующие автомобили (за исключением случайно попавшего в это общество «Хёндая») очень дорогие и статусные.
Отдел критики открывает статья Сергея Эрлиха «Как Онегин стал Евгением. Следует ли пушкинистам игнорировать дилетантов?» Несмотря на название, которое как будто намекает на полемический характер статьи (что отчасти и справедливо), по существу это вполне серьёзная историко-литературоведческая работа.
«Книжная полка» содержит рецензии Ларисы Сониной на двухтомник Владимира Михеева «Проза. Книга первая: рассказы. Книга вторая: романы»; Артёма Комарова на сборник стихов Сергея Попова «Вся печаль» и Валентина Лукьянина на книгу Рудольфа Лившица «Имитация науки. Полемические заметки».
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин в рецензии «Настоящая родина» пишет о романе «Не все люди живут одинаково». Его автор, французский писатель Жан-Поль Дюбуа, в 2019 году получил за роман Гонкуровскую премию. Герой сидит в тюрьме и парадоксальным образом это становится условием для свободного взгляда на свою жизнь.
В «Волшебном фонаре» С.В.С. внимательно рассматривает фильм «Вестсайдская история» (2021 г.) режиссёра Стивена Спилберга, римейк прославленного одноименного фильма 1961 года. Рецензия озаглавлена «Банальная любовь»: по мнению кинокритика, чудовищная банальность сюжета отчасти компенсирована красивой картинкой и весёлыми танцами.
В «Критике вне формата» Василий Ширяев размещает «Примечания на Хулигангела» Натальи Рубановой». Примечания эти отличаются максимально широким подходом к литературной критике: рассматриваются музыкальные, архитектурные, классовые и т.д. аспекты прозы Рубановой. Разумеется, нельзя объять необъятное, но попытка сделана.
Андрей Ильенков
Поделиться: