Настало лето, и всё прогрессивное человечество отмечает день рождения Пушкина. И уж непременно журнал «Урал», в июньском номере которого раздел критики открывается блоком историко-литературоведческих материалов. Это работы Виктора Есипова «Как Онегин стал Евгением»… И только!», Андрея Ранчина «О дилетантизме в современной пушкинистике» и Владимира Козаровецкого «Не следует ли «дилетантам» игнорировать «пушкинистов?». Статьи демонстрируют самое пристальное внимание их авторов к жизни и творчеству великого поэта и изрядный полёт фантазии в ряде умозаключений.
Но так открывается раздел критики, а собственно номер – стихами Андрея Пермякова. Юрий Казарин фигурирует на страницах журнала и как поэт, и как автор вопросов рубрики «Слово и культура», на которые отвечают Марина Кантор и Михаил Рантович. А также читаем новые стихи Леры Манович, Сергея Мигаля и Аллы Поспеловой.
Наконец опубликовано окончание романа Яны Жемойтелите «Солнце дышит холодом». Действие романа началось в 1918 году, а закончилось уже после распада СССР, масштаб вполне эпичный. Название повести Николая Дегтерёва «Мир, родина, я» очень хорошо выражает её содержание. Там описывается и родина, и даже весь мир, но только с точки зрения одного «я», который ещё очень юн. Совсем короткий рассказ Галины Мамыко «Письмо папе» тем не менее богат весьма неожиданными сюжетными поворотами. Герои рассказа Евгения Гица «Потихоньку» разворачивают дискуссию о том, можно ли шумно заниматься сексом, если это раздражает соседей. Его же рассказ «Традиция», напротив, весьма далёк от игривости, он по праву может быть назван антифашистским. Психоделические рассказы Михаила Максимова «Крокодил» и «Звукан» невелики по объёму, но сознание их героев изменено очень и очень.
В «Детской» – сказки Олега Петрова под общим заголовком «Дракон по имени Василий. Их герои настолько причудливы, что сказки обречены на успех. Это, например, бутылка (она же шлюпка) Стелла, крохотное привидение Варвара Сергеевна, кукла-танк, огнедышащий лягушонок и другие.
Название краеведческой статьи Сергея Беляева «В водовороте мнений. Д.Н. Мамин-Сибиряк и его современники об оперетте» достаточно информативно, но и его можно уточнить, добавив слова «и его персонажи». Мнения главным образом об оперетте в Екатеринбурге того времени.
В рубрике «Без вымысла» – «Слово об учителе» Марии Голдиной, воспоминания об учителе и писателе В.А. Черноземцеве.
На «Книжной полке» расположились рецензии Станислава Секретова на сборник эссе Ильи Кочергина «Присвоение пространства»; Андрея Ильенкова на роман Андрея Горбунова «Великая кошачья революция»; Сергея Катукова на книгу Глеба Шульпякова «Белый человек: Избранные и новые стихотворения» и Василия Геронимуса на книгу Гоши Буренина «луна, луна и ещё немного», вышедшей в серии «Поэты литературных чтений «Они ушли. Они остались».
В «Иностранном отделе» помещена рецензия Сергея Сиротина «Безграничное сердце» на роман японской писательницы Ёко Огава «Полиция памяти». Это весьма своеобразная антиутопия. На острове действует всесильная Полиция, которая то и дело запрещает ту или иную вещь или даже явление. И население чудесным образом сразу забывает о былом существовании запрещённого. Хотя отдельные люди почему-то не забывают, но об этом помалкивают.
«Волшебный фонарь» представлен кинорецензией Валерия Исхакова «Анархисты и упыри» на отечественный сериал 2022 года «Карамора» (реж. Д. Козловский). Критик категорически рекомендует сериал к просмотру: скучно не будет! Дело происходит в дореволюционной России. Собственно, Карамора – кличка революционера. Он борется с вампирами, в числе которых Александр Второй, Столыпин и князь Юсупов (вечно молодой Юсупов, кстати, в финале встречает 2022 год). А Ленин учит большевиков, что бороться с вампирами можно только посредством создания собственных красных вампиров.
Андрей Ильенков
Поделиться: