top-right

Вышел десятый номер «Урала»: следовательно, наступил октябрь.
И октябрь вполне уместно открывается стихами лауреатов фестиваля «Волошинский сентябрь», а именно Анны Арканиной, Екатерины Полянской, Кирилла Моргунова, Анны Мамаенко и Варвары Заборцевой. В рубрике «Слово и культура» Арсений Ли и Алла Поспелова рассуждают о поэзии, отвечая на вопросы Юрия Казарина.
События Telegram-романа Эдуарда Коридорова «Последняя война Селения у Реки» происходят в африканском Селении у Реки. Главный герой Крепыш, от лица которого идёт повествование, тринадцатилетний чернокожий Крепыш пишет на своём канале этот текст, и у него уже четыре подписчика. А всё потому, что у него есть смартфон, это большая редкость в Селении, но отец Крепыша богат, так как изготавливает наркотики, ну и ещё масса африканской экзотики. «Семь букейских новелл» Арсена Титова из его сборника «Сорок букейских новелл»; всего семь из сорока, но и это позволяет познакомиться с героями сей симпатичной региональной мифологии. Опус Елены Бердниковой «Хной по шёлку» не имеет жанрового определения и богат не столько событиями, сколько рефлексией героини. Это, впрочем, не только лирические излияния, но и весьма любопытные наблюдения и размышления социального и исторического характера. Рассказы Александра Кердана «По главной линии» и «Шпион, выйди вон!» описывают дела не так давно минувших дней и развивают тему бдительности. В первом рассказе бдительность героя явно недостаточна, во втором – вполне адекватна ситуации. Пафос антивоенного рассказа Данилы Каткова «Синий стяг с малиновой каймою» очевиден; кавалерийские и казачьи звания героев указывают на гражданскую войну в России начала ХХ века. Короткий рассказ Юрия Сигарева «Белый рай» опубликован в рамках мероприятий антинаркотической работы в субъектах Российской Федерации.
Драматургия представлена «пьесой для семейного чтения» Семёна Вяткина «Книга отзывов». Действие, точнее представление, происходит в цирке. Цирк суров: что-то в нём от древнеримского цирка, что-то от булгаковского Варьете.
В разделе публицистики помещены две статьи, связанные с наследием Л.Н. Гумилёва. «Лев Гумилёв – опередивший время или отставший от моды?» Сергея Белякова анализирует современное отношение общества к этому наследию. Сергей Беляков (автор, напоминаем, книги «Гумилёв сын Гумилёва») не умалчивает о том, что ценность работ учёного очень различна, но в целом он всё-таки опередивший время, а моды в гуманитарных науках проходят. Антон Кизим в статье «Гумилёвская концепция русско-монгольских отношений и «Слово о погибели русской земли» упоминает четыре таковых концепции и рассматривает литературный памятник XIII века в свете гумилёвской.
Отдел критики открывается статьей Валентина Лукьянина «Дальний свет факта. К 300-летию появления в России первого издания на татарском языке». Заметим, что это издание – не Коран, не публикация национального фольклора, а манифест Петра Первого, предваряющий Персидский поход 1722-1723 гг., изданный на турецком, персидском и впервые в истории на татарском. На журнальной полке «Толстяки на Урале» размещены рецензии Кирилла Ямщикова на роман Саши Филипенко «Кремулятор» («Знамя»), Владислава Толстова на повесть Андрея Иванова «Брюссель» («Звезда») и К. Богомолова на книгу «К столетию Ю.М. Лотмана: воспоминания учеников и коллег».
Сергей Сиротин в «Иностранном отделе» рецензирует роман Нобелевского лауреата 2019 года Петера Хандке «Воровка фруктов». Роман, по мнению критика, адресован тонким ценителям элитарной литературы, о чём смутно свидетельствует название рецензии: «Явное, но не ощутимое».
С.В.С. в рубрике «Волшебный фонарь» пишет о сериале «Нулевой пациент» (Россия, 2022. Реж. С. Трофимов и Е. Стычкин). В сериале показаны события 1988 года, когда в детской больнице Элисты впервые в СССР были зарегистрированы случаи заражения ВИЧ. Рецензия озаглавлена «Презумпция виновности»: тогда советскому руководству очень не хотелось признавать наличие в стране «болезни проституток и гомосексуалистов».    

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Министерство культуры Свердловской области
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.
top-banner
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!