Апрель порадовал жителей Екатеринбурга своим наступлением, возвращением метеорологической зимы, а наших читателей – выходом очередного номера «Урала».
В поэтической части журнала новые стихи Валерии Исмиевой, Андрея Таврова, Ивана Клочкова, Андрея Першина и старые (2012–2017 гг.) стихи Александра Верникова (публикация Ирины Трубецкой). Но полезно не только почитать стихи, но и поговорить о поэзии, чем и занимаются Вадим Месяц и Давид Паташинский, отвечая на вопросы Юрия Казарина в рубрике о стихах «Слово и культура».
Действие романа Яны Жемойтелите «Солнце дышит холодом» начинается в лесу, по которому бежавшая из финского концлагеря вдова финского красногвардейца пробирается в Советскую Россию. Начинается новая жизнь, уже в СССР, где существуют свои особенности. В 1941 году начинается война, и продолжение романа следует. Герои рассказа Евгения А. Попова «Футбол в половине седьмого» – футболисты. Всемирно известные и известные мало кому, самых разных национальностей, но главным образом русские и цыгане: в центре внимания русско-цыганский матч. Фрагменты из «Букваря» (СМИ бук) Наталии Гиляровой, соответственно, написаны от лица буки. Буки, по представлению автора, никоим образом не аналогичны воистину гадким бугименам англоязычного фольклора, они суть твари более или менее терпимые. Рассказ Дениса Сорокотягина «Агния Яковлевна» в основном о детских воспоминаниях героя. По поводу рассказа Владиславы Васильевой «Сахар. Опыты сладкой жизни» заметим, что в художественной литературе болезни бывают модные и нет. До появления ковида наиболее популярны были онкологические и ВИЧ. Немодных болезней, хотя и не менее опасных, гораздо больше, в том числе и упомянутый «сахар».
В «Детской» опубликованы главы из романа Олега Раина «Башня». Башня та самая легендарная свердловская телебашня, которую некоторые люди потом снесли. Но герои романа, друзья-школьники, на башне побывать успели. Не обошлось и без романтической линии, притом именно романтической, а не какой-нибудь там любовной: девочка Алиса очень уж необычная девочка.
Краеведение представлено статьёй Михаила Фельдмана «Руководитель уральской области Иван Кабаков: судьба человека на фоне эпохи». Вот так руководить уральской областью: это мало того, что смертельно, но чрезвычайно трудно и сложно, и, по словам Сталина, в конечном счёте победа остаётся за смертью.
Раздел критики открывается рубрикой «Толстяки на Урале: журнальная полка», то есть рецензиями на публикации в толстых журналах, а именно: Елены Сафроновой на роман Бориса Голлера «Синий цвет вечности» («Звезда»), Владислава Толстова на повесть Александра Лепещенко «Фаталист» («Нева») и Юлии Подлубновой на роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» («Новый мир»).
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин пишет о романе корейской писательницы Пэ Суа «Непостижимая ночь, неразгаданный день». Рецензия названа «Витражи сна», и, по мнению критика, что происходит в романе, понять невозможно, однако же тем интереснее его читать.
В «Волшебном фонаре» помещена рецензия Валерия Исхакова «Добрый человек с пистолетом» на американский сериал 2022 года «Ричер». Критик прочёл роман, лежащий в основе фильма, и сделал одобрительный вывод: «…герой получился именно таким, каким задумал его автор, обошлось без «гениальных» режиссерских интерпретаций, что всегда приятно».
В «Критике вне формата» текст Василия Ширяева «Де/летовка. Об истолковании и присвоении текстов ГО». Интерпретация текстов Егора Летова – занятие безусловно увлекательное, тем более с учётом способностей Ширяева устанавливать широкие и глубокие ассоциативные связи. А поскольку текстов у Летова много, то и разговор, начатый ещё в прошлом номере, продолжается.
Андрей Ильенков
Поделиться: