Месяц март издавна славится своим пивом, котами и выходом третьего номера журнала «Урал».
Поэтический блок номера складывается из практической части (стихотворные подборки Марии Затонской, Владимира Гандельсмана, Анастасии Зеленовой, Яны Бакировой и Натальи Белоедовой); теоретической (Илья Семененко-Басин и Андрей Порвин говорят о поэзии в рубрике Юрия Казарина «Слово и культура») и части мемориальной (стихотворение Семёна Надсона «Дурнушка»).
Действие повести Ольги Покровской «Лесная сказка» происходит в советское время и по большей части в лесу. Компания тогдашней интеллигенции отправляется в турпоход с палатками и своим бардом. Но на то она и сказка, притом страшная, чтобы просто попить и попеть не удалось. Рассказ Виталия Аширова «Игра» поначалу напоминает такие опусы, как «Бегущий человек», «Пила» или «Игра в кальмара», но фантазия автора рассказа неизмеримо богаче, чем у его зарубежных коллег. Заключённый Чикатило прилагается. Небольшой рассказ Алексея Музычкина «Вещи» – об окружающих человека вещах, притом самых простых и, казалось бы, ненужных. Но это только на первый взгляд. Здесь же окончание повести Тани Ман «Рыба Кира плывёт к солнцу». Героиня повести когда-то жила в СССР, теперь живёт в Израиле, однако страноведческие вопросы её не волнуют: в жизни есть гораздо более волнительные вопросы. Три рассказа Татьяны Дагович «Комната с зелёными обоями», «Встающие по будильнику» и «Растения цвета любви» объединены обращением к весьма специфической тематике. При том, что тематика эта – смерть, её нельзя назвать мрачной, ибо отношение к смерти здесь глубже и шире обыденного.
В «Детской» помещена повесть Михаила Першина «Легенда о Рржгрре». Труднопроизносимость этого слова связана с тем, что слово отчасти собачье. Герои повести тоже по большей части собаки, хотя кошки и люди тоже. Рржгрр – рукотворная хтоническая сущность, которая защищает собак (кошек, птиц) от догхантеров. Последних Рржгрр отлавливает и превращает их в другие формы жизни.
В новой рубрике «Из глубины веков» – статья Антона Кизима «Слово о полку Игореве» против Игоря Святославича». В этом году исполняется 222 года с первой публикации «Слова». Автор сопоставляет ряд древнерусских источников и приходит к выводу, что знаменитый литературный памятник создан весной 1196-го года.
На «Книжной полке» рецензии Елены Сафроновой на роман Даниэля Орлова «Время рискованного земледелия», Юлии Подлубновой на сборник Алексея Паперного «Пьесы», Константина Гришина на книгу стихов Андрея Расторгуева «На моей стороне Земли» и Анны Нуждиной на стихотворную книгу Ростислава Ярцева «Нерасторопный праздник».
В «Иностранном отделе» размещён «Бог мяса» Сергея Сиротина. Это рецензия на роман китайского писателя и нобелевского лауреата Мо Яня «Сорок одна хлопушка». Главный герой романа, в целом человек пустейший, обладает редким даром – взглянув на любое животное, с точностью угадывать, сколько из него получится мяса. Мясо в этой книге символизирует жизнь.
В кинорубрике «Волшебный фонарь» Валерий Исхаков подробно рассматривает сериал «Happy End» (Россия, 2021, режиссёр Евг. Сангаджиев). И даже весьма подробно рассматривает, ибо, судя по рецензии, сериал вполне себе фривольного содержания.
«Критика вне формата» в журнале неизменно связана с именем Василия Ширяева. Так и сейчас, хотя автором текста «Wasя ist das?» (странно, что Wasя среднего рода) является Владимир Кочнев, пишет он о книге опять-таки Ширяева «Колодцы: сборник статей».
Андрей Ильенков
Поделиться: