Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
top-right

Настал август, вышел соответствующий номер «Урала». В этом месяце пора собирать урожай различных культур. Культур как в прямом смысле (то есть растений), так и в переносном, то есть так называемой духовной культуры, в нашем случае литературы.
Поэзию номера представляют стихи Майи Никулиной, Вячеслава Куприянова, Андрея Ильенкова, Вадима Месяца и Андрея Коровина. К ним примкнули Анна Аркатова, Лев Мей, Аман Рахметов и Дмитрий Терентьев. Мы говорим «примкнули», так как стихи Аркатовой размещены в рубрике «Детская», стихотворение Мея написано в 1840-м году, а Рахметов и Терентьев говорят о поэзии, отвечая на вопросы Юрия Казарина в рубрике «Слово и культура».
«Философско-иронические мемуары» Елены Головиной «Крах по-японски» можно было бы отнести к документальной литературе, но изрядная доля философии и иронии определила их судьбу в качестве литературы именно художественной. Там про современную Японию, да. Роман Бориса Телкова «Ирбитка» полон авантюрно-детективных событий в дореволюционных Екатеринбурге и Ирбите. Ирбитская ярмарка – это вам не шутка, это дело серьёзное. Власти напрягаются, криминал оживляется, страсти кипят. Рассказы Михаила Шлейхера «Руслик», «Последнее чудо Вячеслава Анохина» и «Детство Никиты» отличаются не столько жизнеподобностью, сколько мечтательностью. В рассказе Сергея Васильева «Непокойный Иван Петрович» действуют А.С. Пушкин и И.П. Белкин. Правда, в конце оказывается, что они оба ненастоящие. Рассказ Ольги Мишуровской «Барби» – о непростой жизни маленьких людей, для которых кукла Барби является ценностью.
Драматургия представлена пьесой «в семи фотографиях и одной старой киноплёнке» Надежды Колтышевой «Красная плёнка». Есть посёлок Гать, небольшой, но экзотический, даже чересчур. Несомненно, что есть три героя и трагическая история. Всё остальное загадочно: остальные персонажи, время происшествия и самая его суть носит отчасти мерцающий характер. Но это Гать, детка.
К 90-летию Василия Аксёнова в номере помещён «Мой аксёновский дневник» Андрея Кулика. События дневника датированы с 1989 по 2006 год, естественно, все они связаны с жизнью Аксёнова, Кулика, и ещё множества знаменитостей.  
Критическая часть номера открывается статьёй Татьяны Веретеновой «Дружба на фоне живописи. О романе Алексея Макушинского «Один человек». Главный герой романа, внимание: русский эмигрант, живущий в Мюнхене, отправляется в Бельгию на выставку Ван Эйка на автомобиле «Астон Мартин» с жизнерадостной подругой Жижи. Но сдержим рвотный рефлекс; роман не настолько банальный, как может показаться по предыдущему предложению.
В рубрике «Толстяки на Урале: журнальная полка» рецензируются публикации в толстых литературных журналах. Владислав Толстов пишет о повести Владислава Городецкого «Человек из Кемерова» («Дружба народов»); Елена Сафронова – о документальной повести «Русский иероглиф. Жизнь Инны Ли, рассказанная ею самой» («Знамя»), а Станислав Секретов – о цикле рассказов Максима Знака «Зекамерон» (тоже «Знамя»).
«На литературном посту» Сергей Беляков обстоятельно описал историю вручения премии «Неистовый Виссарион». Текст назван доходчиво: «Золото, серебро и бронза «Неистового Виссариона». Хорошо, что использованы кавычки, а то люди задумались бы о том, сколько этих металлов было у Белинского.
В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин рецензирует роман американки Дианы Кук «Новые дебри». Рецензия названа «Прочь от цивилизации». По обоим названиям можно догадаться, о чём идёт речь. Конечно, люди возвращаются к природе. И, конечно, неудачно.
Кинорецензия С.В.С. «Треснувший лёд» в рубрике «Волшебный фонарь» рассказывает о фильме японского режиссёра Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины» (2021). За руль машины другого японского режиссёра села одна очаровательная особа, и всё понеслось!
«Критика вне формата» представлена текстом Василия Ширяева «Защита Толкина». Толкин – это не русская фамилия, и даже не болгарская, а английская. Автор исследует отношение её носителя (автора «Властелина колец») к антисемитизму, нацизму и прочим специфическим опциям своего времени.

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Правительство Свердловской области.
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.