top-right

Настал февраль, то есть Новый год по лунному календарю, финал зимы и появление второго номера «Урала».
Ганна Шевченко, Анастасия Журавлева, Елена Севрюгина, Вячеслав Баль и Роман Смирнов представляют в номере поэзию непосредственно стихами. А поэты Кира Османова и Артём Скворцов – прозой, отвечая на вопросы Юрия Казарина о поэзии в рубрике «Слово и культура».
Героиня повести Тани Ман «Рыба Кира плывет к солнцу» живёт в Израиле и внезапно ломает ногу. Шесть недель в гипсе позволяют ей многое вспомнить и продумать. Впрочем, окончание повести ещё следует. Девять коротких рассказов Владимира Кочнева под общим названием «Таксист и семнадцать раз» объединены, кроме этого, весьма и даже иногда чересчур решительным поведением большинства героев. «Германия смотрит в меня» Михаила Аранова – это главы из повести «Вернутся ли голуби в ковчег». Между прочим, оказывается, что в Германии всего за две марки можно было погулять с чужой собакой. Нет, это не вам заплатят, это вы должны заплатить за возможность выгулять животное. После такого уже можно поверить в любые европейские чудеса. В рассказах Льва Усыскина «Диплом» и «Случай на почтовой станции» фигурируют девушки с пониженной социальной ответственностью, причём в разной степени пониженности: от сексуальной распущенности до смертоубийства. Рассказ Олега Рябова «Не нужна мне правда» почти документальный, однако правда жизни там настолько сурова, что одному из героев она не нужна.
В пьесе Ярославы Пулинович «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» ковид, хотя и настойчиво артикулируется, не особенно важен. Важен семнадцатилетний старик (я тоже поначалу удивился, но он, оказалось, пёс) Федор Михайлович, которого любит тоже немолодая Алевтина Павловна. Остальные персонажи пьесы моложе и, вежливо говоря, легкомысленней.
В рубрике «Без вымысла» помещены «Несколько дней из жизни пенсионера-юриста» Вадима Мраморнова. Означенный юрист, хотя и пенсионер, весьма охотно берётся за новые и новые запутанные дела с неизменным успехом.
Краеведческая статья Алексея Карфидова «Медик должен быть человек добрый и честный...» обращается к биографии Егора и Матвея Богдановых, первых медицинских работников Невьянска. Кроме того, имеются и другие полезные сведения: как спасали утопленников и что делали с противниками вакцинации оспы.
В рубрике «ХХ век: повторение прошлого» помещена довольно обстоятельная статья Фёдора Шеремета «Пиковая дама» в дореволюционном кино» о фильмах Петра Чардынина и Якова Протазанова.
Критика открывается текстом Сергея Боровикова «Запятая — 14. В русском жанре — 74». Или даже гипертекстом, потому что кроме собственно авторских суждений о литературе, в него включены суждения и множества других людей, высказанные ими в интернете.
«Толстяки на Урале: журнальная полка» заполнена рецензиями на публикации в толстых журналах: Станислава Секретова на роман Жени Декиной «Кропаль» («Дружба народов»), Романа Сенчина на рассказы Бориса Екимова («Новый мир») и Владислава Толстова на повесть Ильи Крупника «Библиотека в саду» («Звезда»).
Критика Сергея Сиротина никак нельзя упрекнуть в узости литературного кругозора. Помимо традиционного интереса к германо-романским литературам, он отмечает новые книги авторов из таких стран, как Таиланд, Ирак, Мозамбик и т.д. На сей раз «Иностранный отдел» посвящён роману «Безутешная плоть» писательницы аж из Зимбабве Цици Дангарембга.
В «Волшебном фонаре» Сергей Беляков и Валерий Исхаков высказываются о сериале «Вертинский» (Россия, 2021. Реж. Авдотья Смирнова). Сергей сериал скорее критикует («Танец без движения и музыки»), Валерий же скорее хвалит «Легенды не умирают»).
В «Критике вне формата» Василий Ширяев анализирует текст песни Егора Летова «Бери шинель like a rolling stone» (Из материалов камчатского летовского семинара № 7). В процессе анализа исследователь открывает в тексте чрезвычайно глубокие, широкие и высокие смыслы. Словами Гоголя: «…которых и солнце не видывало, и даже такие, которых и не было».

Андрей Ильенков

Поделиться:

Журнал "Урал" в социальных сетях:

VK
logo-bottom
Государственное бюджетное учреждение культуры "Редакция журнала "Урал".
Учредитель – Министерство культуры Свердловской области
Свидетельство о регистрации №225 выдано Министерством печати и массовой информации РСФСР 17 октября 1990 г.

Журнал издаётся с января 1958 года.

Перепечатка любых материалов возможна только с согласия редакции. Ссылка на "Урал" обязательна.
В случае размещения материалов в Интернет ссылка должна быть активной.
top-banner
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!